Об электронных книгах: Экслер, Ахманов и 2017


Среди тех вопросов, которые я готовил Михаилу Ахманову (Михаилу Нахмансону) был вопрос про электронные и бумажные книги.

Его формулировка получилась довольно обширная, и, пока Михаил Сергеевич отвечает на другие вопросы, я решил для затравки привести его здесь в виде заметки.

Задавайте вопросы Михаилу Ахманову для второй части интервью.


Электронное Путешествие Иеро


Давайте теперь поговорим об электронных книгах. Несмотря на некоторое отступление в сторону, я не могу не затронуть её в разговоре с вами. У меня, в общем-то, будет один большой вопрос-комментарий.

Тема электронных книг уже жёвана-пережевана, поэтому постараюсь не повторяться, а уделить внимание только ключевым моментам. Хотя общей краткости здесь не получится, придётся тщательно формулировать свою позицию и как я к ней пришёл. Классическое европейское идеальное платоновско-аристотелевское мышление предполагает-предпочитает сравнение через противопоставление идеальных сущностей. Именно поэтому мы начинаем говорить о смерти или вечности бумажной книги вместо, например китайского способа проследить за зарождением, развитием и общей тенденцией электронных книг, а затем и ретроспективы развития бумажного книгопечатания и наложения сравнения двух этих процессов. Уверен, мы бы открыли для себя много любопытного. Я, к сожалению, ограничен объёмом текста, поэтому не могу в это углубиться, а дальше свою позицию буду обозначать скорее образами.

Вот я пишу об этом, а справа от меня лежит почти подарочное переиздание «Братства Кольца» с иллюстрациями Гордеева 2014 г., слева стопка книг Толкина «Северо-Запада» для статьи на сайте SZfan.ru, под столом коробки с неразобранными книгами серии fantasy, опять же для сайта. Плюс сотни книг, накопленных предыдущими двумя поколениями в семье в шкафах. Я вырос в книжной семье. В период увлечения книгами я составлял коллекции и перебирал на летних каникулах. Я переплетал книги, немного читал и про книжную иллюстрации, пытался рисовать суперобложки к своим книгам, знал все элементы книги и традицию книгоиздания, в общем-то не был, наверное, библиофилом, но мог пойти и по этому пути.

Но с другой стороны клавиатуры лежит одна из первых массовых электронных книг (Lbook V3) прекрасно работающая и сейчас, планшет, два смартфона. А сколько книг было прочитано на экранах КПК, смартфонов и пр, которые подарены, проданы, пылятся в коробках. У меня опыт электронного чтения с начала 2000-х сначала с экрана специальных программах. Последние десять лет я читаю только электронные книги. Хуже того в разное время я работал, как над сайтом посвященными электронным книгам (read.textory.ru, один из первых в рунете), так и сейчас работаю над сайтом по книгам бумажным.

Внимание! В настоящее время сайту очень не хватает «обратной связи», отзывов и комментариев. Для того, чтобы понять, куда сайту развиваться дальше. Отзыв можно оставить в специальном блоке внизу страницы, а также в группах и сообществах в социальных сетях. Принимаю идеи на перспективу и другую помощь. В целом всё перечислено в разделе «Помощь сайту».

Поэтому воспринимайте меня как арбитра или медиатора. Честно говоря, когда одни начинают петь осанну торжеству технологий, а другие в противовес читают мантры о том, что не отдадим святые традиции и бумажный хруст на поругание электронным гуннам, хочется переиначить Меркуцио «Чума на оба ваших чума».

Ваше мнение в этом смысле показалось мне намного более здравым и, статья что называется, в теме (ПОГИБНЕТ ЛИ БУМАЖНАЯ КНИГА?).

Кроме того — вы «приняли вызов» и повесили на сайте «счётчик Экслера».


ВНИМАНИЕ, ОТСЧЕТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
В ЯНВАРЕ 2014 ЭКСЛЕР-СЧЕТЧИК = 33
(см. статью "Погибнет ли бумажная книга?" в разделе "Статьи").
Итак, мы добрались до середины пятилетнего срока.

Для тех, кто ещё не видел и не в курсе первопричины, я нашел видео на YouTube: «Электронная библиотека», передача «Наше время», канал «Совершенно Секретно».

Да, Экслер говорил в интервью достаточно смелые вещи, а он, как известно, чрезвычайно склонен к самолюбованию и его очень часто заносит. В своём блоге он отнюдь не так безапелляционен и категоричен. Давайте также опустим многократно проговоренные аспекты этой темы (и затронутые также по приведённым ссылкам) вроде несчастных издателей, многотомных собраний на флешпамяти ридеров, пиратов-библиотекарей, бедных студентов, удобных фишек ридеров, а сосредоточимся на главном.

Я с интересом прочитал вашу статью. Отсылаю читателей к её тексту, остановлюсь лишь на двух моментах:

1. О ненадёжности «читалок». Купленные мной в середине 2000-х читалки служат мне до сих пор, только с другими аккумуляторами. Электронная бумага не портится со временем. При современной тенденции развития облачных сервисов и снижения стоимости электронных книг и их качества вопрос с поломкой мне не кажется актуальным.

2. Честно говоря, единственный ваш убойный аргумент — это трёхмерность, объёмность, осязаемость книги. Это как кнопки на телефоне, которых нас уже некоторое количество лет пытаются лишить. Делают это в общем-то с успехом, но всё равно их не хватает.

Поэтому я всё-таки скорее соглашусь с тем, что бумажная книга умирает. Но умирает не как культурный артефакт, а как предмет обихода.

Для обоснования этого у меня всего один банальный аргумент и одна примитивная метафора.

Простой банальный аргумент, как только экран e-ink будет стоить ровно столько сколько 300-500 страниц бумаги, бумажная книга умрёт. Естественно, она не умрёт как артефакт, культурная матрица, умрёт не книга, умрёт классическое издательство и книгопечатание, умрёт предмет массовый купли-продажи и как я уже сказал предмет обихода. То есть умрут отрасли массового тиража прежде всего pulp fiction, покетбуки, мягкая обложка.

С другой стороны мы видим другие рыночные тенденции внутри компьютерного сектора, электронная книга даже при стоимости 100 долларов, и появлениях достаточно вменяемых сервисов становится всё более нишевым устройством. Рынок электронных книг сокращается относительно всего рынка электронных устройств.

То есть нельзя однозначно сказать, что Электронная книга (в текущем воплощении) заменит многотиражную бумажную книгу.

Тогда что это? Смерть книги вообще? Чтение коротких текстов? Сайты и новостные ленты вместо книг?

Скорее всего, мы перейдём к некому лоскутному рынку, где читать мы будем и на электронных книгах и на планшетах или на гибридных устройствах по подпискам на произведения.

Это будут либо существующие издательства (если они проведут работу конвертирования своих читатлей в с своих пользователей, поставят/арендуют серверы и сделают нармальные пользовательские электронные кабинеты и клиентские приложения), то есть проявят элементарную разумность или же своеобразные коммерческо-редакционные отделы телекоммуникационных операторов (знакомые нам Google Play, Apple Store и даже Билайн, Мегафон, МТС и Ростелеком).

Теперь метафора. Про кино и театр уже приводили примеры многие пишущие на тему электронных книг, поэтому я скажу ещё более приземлённее.

Возьмём обыкновенную плетённую из прутьев корзинку. Любовно сделанную из ивовой коры, пропускающую воздух, препятствующую гниению фруктов, с консервирующими и сохраняющими танинами в ивовой коре и древесине, то есть правильную и посконную тару. В которой испокон веков перемещали и хранили фрукты и овощи. Экологичную и естественную. И возьмём презренный пластиковый ящик. Безликий, массовый, дешевый, удобный. Сегодня корзинку мы увидим в доме в качестве сувенира. Одна, две, три будут на даче в индивидуальном пользовании и, скорее всего либо оставшиеся по-наследству, либо купленных на рынке у кустаря в эстетическом порыве. А ящики будут использоваться массово в магазинах складах супермаркетах. Вот такие рыночные или даже экологические ниши у этих предметов обихода, функциональных вещей. А книгу я уже тоже назвал предметом обихода и вещью. При всём уважении к издателям, авторам, иллюстраторам предметом обихода она является уже несколько веков после появления даже не самого книгопечатания, а после появления книгоиздания, то есть после появления тиражей. Бумажная книга — корзинка, электронная книга — это ящик.

Еще раз прошу извинить за такое приземленное сравнение, но вообще-то метод приземления всегда приводит рассуждение в здравое русло. Вообще такие принципиальные идеологические споры я с некоторых пор склонен всегда сводить к очень простым вещам. Так нагляднее, понятнее и, в итоге, правильнее.

В завершении мысли, попробую отойти от обозначенной дилеммы, противостояния бумажного и электронного, а представить образ будущего и структуру книжного рынка, не в 2017, а, скажем, в 2027 году. Вот что у меня получается:

1. Книги, уходящие в сувенирный сегмент. Я недавно купил переиздание «Братства Кольца» с иллюстрациями Дениса Гордеева, и хотя толкинистом себя не считаю, у меня оказалось пять экземпляров «Властелина Колец», которые, если убрать некоторый интерес по сравнению переводов выполняют у меня именно эту функцию.

Сюда же отнесём переиздания классики, репринт и книги для интерьера: заполнения книжных полок. Это будет вполне устойчивый и даже порой показывающий некоторый рост книжный сегмент.

2. Максимально дешевые, одноразовые покетбуки. То есть изделия, цена на которые снижается параллельно со снижением цены на электронные книги и составляет, скажем 1/50 1/100 от электронной одновременно сопоставима с ценой на электронное издание. То есть электронная книга (устройство) стоит 1000 руб, электронный текст 30 руб, макулатурная книга стоит 10-50 по степени свежести издания.

3. Низкотиражные «принт-он-деманд», вплоть до книжного магазина-типографии. Дорогие, редкие, специализированны,, клубные, сайтовые, низкотиражные, приложения к каким-то другим предметам.

4. Учебные, научные справочные и другие издания с формулами, блок-схемами, пользоваться которыми банально проще, 3d, как вы пишите. Постепенно сокращающаяся ниша, которая будет существовать вплоть до создания более удобного представления таких изданий на планшетах, то есть до создания специализированного энциклопедического формата. Что это будет: эволюция википедии или научный стандарт университетов США, пока не известно.

5. Устройства очень похожие на сегодняшние электронные книги. Будут считаться едва ли не такими же устаревшими, как бумажные книги. Устойчивый сегмент «классический рынок» для несколько постаревших нынешних «метрочитателей».

6. Планшетные экспериментальные мультимедийные книги, книги-компьютерные приложения, книги-игры: то есть то, что многие ждут уже лет десять и пока никто с достаточном умением и авторитетом не создаст.

То есть, как это обычно и бывает в реальности, получится некоторая промежуточная устойчивая совокупность текста на бумаге и текста на экране и текста в цифре. Я бы даже рискнул дать каждому из этих пунктов процентов по 15 книжного рынка.

Если присмотреться, всё это мы видим уже сейчас, просто одно угасает, другое растёт и всё в целом имеет несколько другие пропорции.

Если же всё-таки сталкивать бумажный текст и экранный текст, то электронная книга не будет доминировать, пока будет копировать бумажную, не придумает новые форматы и новые среды.

В общем-то, у меня получился отнюдь не вопрос, а развёрнутое мнение, но всё-таки хотелось бы, чтобы вы поделились в ответ своим.



Напоминаю, задавайте свои вопросы Михаилу Ахманову.


Нашли ошибку, хотите дополнить, исправить конкретное место в тексте:

Система Orphus

Написать отзыв

Добавить комментарий

To prevent automated spam submissions leave this field empty.
Система Orphus

Поиск по сайту

Популярное и избранное

Популярное

  1. Интервью с Денисом Гордеевым.

  2. — Смотрим переиздание «Братства Кольца» в стилистике оформления коробочной версии и иллюстрациями Дениса Гордеева.

Избранное

  1. — Раздел «Мастерская»: делаем суперы в стиле серий SF и fantasy лучших книг жанра, «реставрируем» оригинальные суперобложки.

    Мастерская: стилизация суперобложек

  2. — Читаем интервью с персоналиями издательства Северо-Запад.

Книги в продаже

Обновления на SZfan.ru

Последние записи в блоге:
Суперобложка Питер С. БИГЛ «Последний Единорог» (вторая версия) — Стилизации (имитация)
Суперобложка Питер Бигль «Последний Единорог» — Стилизации (имитация)
Суперобложка Джуанита Коулсон «Паутина Колдовства» (Крантин) — Стилизации (имитация)
Суперобложка Роберт СИЛЬВЕРБЕРГ «Замок лорда Валентина» —

Дополнительно

Сбор информации

Навигация по сериям

Обсудить сайт

Сервисы сайта

Последнии комментарии

В дополнение

SZfan.ru: изд. «Северо-Запад»

При создании сайта использовался фирменный стиль издательства и элементы серийного оформления

Сайт тестировался на большинстве десктопных браузерах и основных мобильных (планшетных). Проблем при отображении на разрешении экрана свыше 1280x600 быть не должно.


Официальные ссылки:
Решил добавить этот блок в дополнение к разделу ссылок, чтобы настоящие наследники издательства на меня не обижались, и чтобы лишний раз не отвечать на вопросы в письмах.
? Наследник официальный, 3-е поколение: «Книжное издательство Северо-Запад»
? Бывший сайт «Северо-Запад Пресс» sz-press.ru: Северо-Запад Дмитрия Ивахнова (сейчас, со второй половины 2014, не работает, домен перешёл к киберсквоттерам).

Выходные данные+

Подписаться на новости по RSS


Заметки на полях:

Ретро-эскапизм ™

Олдскульное фэнтези ™

Бесконечно можно смотреть лишь на три вещи: горящий огонь, текущую воду и на обложки Северо-Запада

Сделал Исаев М. А., 2014-2017 (контент и разработка сайта)

Старый добрый e-mail для связи isaev@bk.ru