Игра Престолов

Причина по которой мне не очень нравится ПЛИО — она гораздо меньше, чем шум от неё. И это будет видно через пару лет после того, как Мартин сагу напшет. Работа проделана серьёзная и х

И то, что начиналось, как более-менее стандартная фэнтезийная сага, страница за страницей… нет, сотня страниц за сотней страниц (Мартин «расписывается» очень медленно, и это главный недостаток «Песни»)… превратилось в очень сильный исторический роман о гражданской войне, где каждая из сторон преследует свои цели, каждая по-своему права, интриги продумываются на десяток ходов вперед, а непредвиденные случайности разрушают самые продуманные планы. А магия… что — магия? Мартин пишет о людях. Формально «Песнь льда и огня» — история о борьбе с некими зловещими силами, угрожающими человечеству, и о грядущем возвращении на престол королевы, чья судьба предначертана в пророчестве. Но все пророчества двусмысленны, победа — лишь путь к поражению, и смерть рано или поздно приходит ко всем.

Лето и зима в этом мире длятся годами; в начале первого тома на севере выпадает летний снег, в начале второго официально объявлено о конце Долгого Лета, в конце четвертого снег выпадает в речных землях, на Трезубце и Перешейке: зима пришла в Семь Королевств. Ощущение того, что надвигаются холод и тьма, пронизывает «Песнь»: это природные явления, это магия, это состояние души.

Всевидящего автора в книге нет, и каждая глава отражает точку зрения одного из персонажей. В «Игре престолов» нашими «глазами» были девять человек, а к четвертому тому их уже двадцать пять, восемь из которых погибли по ходу войны. Двадцать пять не похожих друг на друга (и враг на врага) людей, не считая десятков, с которыми они встречались! Задача сложнейшая, и Мартин справляется с ней блестяще, при этом не «переигрывая». Карлик Тирион Ланнистер запоминается не потому, что он карлик, а Джон Сноу — не потому что бастард; но для Мартина — и читателей — важно, как именно это определило их характеры. Самые гротескные персонажи — такие, как безжалостный убийца Григор Клиган и его приспешники, — оказываются «вписаны» в тщательно сконструированный исторический контекст (Семь Королевств приблизительно соответствуют Англии XV века), а следовательно — приобретают достоверность. Сознательный и не столь уж удачный контраст — откровенно фэнтезийные главы, действие которых происходит на загадочном восточном континенте.

<...>

Мартину впервые со времен «Умирающего света» — и, пожалуй, более успешно — удалось соединить в одной книге «интра-» и «экстравертность». Перед нами — огромный мир, зримый и ощутимый; частные поступки, которые определяют судьбы народов; коронации, битвы, побеги, предательства и даже выборы. И — люди, которые пытаются захватить власть, удержать власть, остаться людьми, победить малой кровью, уничтожить всех врагов до одного, искупить вину, научиться править… Читатель видит каждого изнутри, а значит — если не прощает, то понимает. Десятки персонажей вызывают самые разнообразные чувства, от симпатии до отвращения, часто — и то и другое одновременно (Петир Бейлиш по прозвищу Мизинец — беспринципный подлец, но как умен и как стильно воплощает свои планы!..) Непредсказуемый ход событий; действительно непредсказуемый. Каждый раз, когда та или иная сила вплотную подходит к почти полной и окончательной победе, — происходит катастрофа, последствия которой просчитать невозможно… хотя некоторые способны и на это: тот же Мизинец, за что и ценим.

Огромное полотно, созданное Мартином, охватить одним взглядом невозможно. Обрывки ключевых сведений сообщаются как бы вскользь: герои не могут оценить их важность, а потому пропускают мимо ушей. А мы обнаруживаем только при перечитывании.

Вот чем «Песнь льда и огня» отличается от большинства фэнтезийных эпосов: многотысячестраничная книга рассчитана на перечтение, причем неоднократное. Во-первых, это интересно; во-вторых только так можно оценить, насколько изящно и заранее Мартин готовит все необходимые эффекты. Приходится то и дело восклицать: «Так вот оно что!» или «Так вот это кто!» На первой сотне страниц появляются детали антуража, важные для третьего тома. Одну из Главных Тайн книги знает только человек, которого ни один из главных героев (оставшихся в живых) никогда не видел, да и упоминается он довольно редко. Чтобы понять, что Икса убил именно Игрек, нужно вспомнить разговор Игрека с Зетом за несколько сот страниц до того.

Значит ли это, что при первом, «наивном» прочтении вообще непонятно, о чем речь? Нет, конечно же. Просто остается много вопросов, непонятностей и загадок. Кое-что — важно для понимания характеров, но не событий: приятный бонус для тех, кто заметит.

«Песня льда и огня» — как и еще одна знаменитая семитомная сага, «Гарри Поттер», — потребовала нового способа чтения, который стал возможен только в последнее десятилетие.

Модернистская и в особенности постмодернистская проза потребовали от читателя внимания к мельчайшим деталям; затем такой способ построения текста перешел в «жанровую» литературу. Сюжеты достигли такого уровня сложности, количество перекрестных отсылок и скрытых намеков оказалось столь велико, что ни один читатель не может обнаружить всего. Конечно, так писали уже Набоков, Желязны, Джин Вулф — но только недавно стало возможным появление их Идеального читателя, то есть читателя коллективного, интернетовского. Достижение «истины текста» становится общим делом с небывалыми прежде скоростью и степенью взаимодействия. Выстраиваются более или менее общепринятые гипотезы, каждая из которых — что важно! — может быть в любой момент опровергнута еще не законченным текстом.

http://7kingdoms.ru/2009/nazarenko-buntuj-umiraet-svet/

Нашли ошибку, хотите дополнить, исправить конкретное место в тексте:

Система Orphus

Другие суперобложки в мастерской сайта

Репринты (реставрация)

Похожие материалы

Написать отзыв

Добавить комментарий

To prevent automated spam submissions leave this field empty.
Система Orphus

Поиск по сайту

Дополнительно

Сбор информации

Навигация по сериям

Обсудить сайт

Сервисы сайта

Последнии комментарии

В дополнение

SZfan.ru: изд. «Северо-Запад»

При создании сайта использовался фирменный стиль издательства и элементы серийного оформления

Сайт тестировался на большинстве десктопных браузерах и основных мобильных (планшетных). Проблем при отображении на разрешении экрана свыше 1280x600 быть не должно.


Официальные ссылки:
Решил добавить этот блок в дополнение к разделу ссылок, чтобы настоящие наследники издательства на меня не обижались, и чтобы лишний раз не отвечать на вопросы в письмах.
? Наследник официальный, 3-е поколение: «Книжное издательство Северо-Запад»
? Бывший сайт «Северо-Запад Пресс» sz-press.ru: Северо-Запад Дмитрия Ивахнова (сейчас, со второй половины 2014, не работает, домен перешёл к киберсквоттерам).

Выходные данные+

Подписаться на новости по RSS


Заметки на полях:

Ретро-эскапизм ™

Олдскульное фэнтези ™

Бесконечно можно смотреть лишь на три вещи: горящий огонь, текущую воду и на обложки Северо-Запада

Сделал Исаев М. А., 2014-2018 (контент и разработка сайта)

Старый добрый e-mail для связи isaev@bk.ru