Сергей Иванович Лемехов — известный художник-график, иллюстратор множества книг — от классики до современности... Он много лет подолгу живет в Чухломе. Сергей — лауреат Международных и российских премий. На Международной выставке в Москве за 2006 год он получил звание «Художник года». Сегодня мы беседуем с Сергеем Ивановичем о его выставке в Чухломском музее, но и не только о выставке.
— Сергей, мы знакомы с тобой более двадцати лет, давно уже общаемся на «ты». Не будешь возражать, если и сейчас мы будем на «ты»?
— Нет, конечно.
— Мне хотелось бы задать тебе несколько вопросов. Прежде всего, расскажи, пожалуйста, как ты оказался в Чухломе?
Внимание! В настоящее время сайту очень не хватает «обратной связи»: отзывов и комментариев. Для того, чтобы понять, куда сайту развиваться дальше. Отзыв можно оставить в группах и сообществах в социальных сетях.
— Собственно, мои корни – в Питере, я там и родился, а с Чухломой связан, благодаря моей жене Наташе. Хотя она тоже родилась в Питере, но первые годы жизни провела здесь, в деревне Сальково, где жили ее дедушка и бабушка. И когда я познакомился со своей будущей женой (уже после окончания Академии художеств), когда мы поженились и у нас родилась дочь Женя, вот тогда мы приехали вместе в первый раз в Чухлому. Еще в Галиче, сойдя с поезда, я был буквально очарован красотой нашего костромского края: озера, леса, простор!.. Я вообще очень люблю озера. В детстве мне приходилось жить в Окуловке у деда с бабушкой (это по дороге из Санкт-Петербурга в Москву), там тоже было очень красивое озеро, но по сравнению с Чухломским — небольшое. Еще меня поразило когда-то своей неповторимой красотой Ильмень — озеро, мне его тоже привелось увидеть. Очень люблю наше Чухломское озеро.
— Да, я знаю, что ты открываешь купальный сезон иногда даже в начале мая и заканчиваешь в октябре. Но продолжим о Чухломе. Сначала вы несколько лет жили в Салькове. А когда вы стали жить в Чухломе?
— В Салькове мы прожили до 91-го года, а потом купили домик в Чухломе и перебрались жить сюда, потому что деревня умерла, не осталось даже колодца, в котором, по преданию, вода была освященной. В Салькове до сих пор стоит маленький домишко, в котором мы жили уже после того, наш двухэтажный дом стал непригодным для жилья.
— Сергей, расскажи, пожалуйста, немного о своей выставке, которая открылась в День города в Чухломском краеведческом музее. Эта выставка для тебя является определенным этапом в твоем творчестве?
— На этой выставке я представил свои работы, отражающие те исторические события и вехи нашего государства, которым я был свидетелем, пейзажи и шесть рисунков, сделанных мной для альманаха «Слова, слова, слова …», выходящего в Америке и в России. Моими историческими работами заинтересовалось несколько издательств. В будущем я хочу выпустить альбом этих работ, но пока его только готовлю. А работать для альманаха мне было очень интересно, поскольку я не был ограничен никакими рамками.
— Я знаю, что эту работу ты выполнил совершенно бесплатно. А твой брат Леонид, тоже художник, живущий в Перми, сделал для этого же альманаха обложку, и не получил за работу никакого гонорара. Это, я считаю, многое говорит о человеке, о его характере.
Мне известно, что ты принадлежишь к числу людей, которых называют «трудоголиками»: когда бы ни зашла я к вам, — ты всегда сидишь с карандашом или кисточкой в руках. Рисование для тебя — это труд, который тебе делать не всегда хочется, или?..
— Это любимая работа. Я с детства люблю рисовать. В своем творчестве я совершенно свободен. Сначала мне нужно обдумать то, что надо выполнить, а когда в голове у меня все сложилось, и я четко представляю себе задачу, - вот тогда уже идет воплощение замысла на бумаге, т.е. можно сказать, что дальнейшее – дело техники.
— А что мешает работе?
— Собственно, когда процесс обдумывания и осмысления завершен, помешать уже ничто не может. Обычно я во время выполнения технической стороны работы слушаю музыку. Цель моего труда - максимально точно передать характер героев. Я пишу не схематически, как делают сейчас многие, но стремлюсь передать самые сложные человеческие чувства, чтобы рисунок было интересно рассматривать, чтобы читатель книги задумался бы над ним. Мне важно показать живого человека.
— У тебя, видимо, как и у любого творческого человека, есть работы, которые ты сам оцениваешь выше, чем прочие, которые любишь?
— Да, я испытываю чувство удовлетворения от моих иллюстраций к книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека, стихов В. Высоцкого, Саши Черного… Эти книги выпустило издательство «Пан-Пресс. С этим издательством мне нравится сотрудничать, потому что для художника очень важно в каком виде выйдет его труд.
— Случается, что тебе не нравится то, что ты сделал?
— Конечно. Иногда возникает неудержимое желание переделать всю работу заново. Но, увы… То, что сделано — то сделано. Как говорится , что написано пером – не вырубишь топором.
— Какие человеческие качества ты ценишь в человеке больше прочих? Что тебе импонирует?
— Прежде всего, я назвал бы доброту. Еще — честность, порядочность…
— А как ты относишься, например, к «Черному квадрату» Малевича?
— Ну, это дешевое трюкачество. Известно, что у Малевича было пять или даже более «вариантов» этого «Квадрата». Он потом хотел вернуться к реалистическому искусству, но уровень его работ находится на уровне ученика обычной художественной школы. Или вот еще, например, небезызвестный деятель, «галерист» М. Гельман, закончивший в свое время какое-то училище связи в Кишиневе. Он в Москве провел, с позволения сказать, такую «акцию»: написал на свинье «Россия», а потом ее убил. Эти люди ничего общего не имеют с искусством. Все это направлено на то, чтобы все мы превращались в дебилов, не способных отличить прекрасное от убожества. В сказке Андерсена все же находится мальчик, воскликнувший: «А король-то голый!», когда хитрецы-портные сшили якобы для короля новый наряд. Вот и в случаях с Малевичем или Гельманом прежде всего следует думать собственной головой, а не следовать за лжецами имеющими свои, корыстные, цели и уверяющими, что «в этом что-то есть». Ничего в «этом» нет, кроме желания манипулировать человеческим сознанием.
— Наверное, и у тебя, как у каждого из нас, есть свои любимые художники, которых ты ставишь выше прочих?
— Очень люблю работы И. Я. Билибина и Л. Н. Бакста, И. Левитана и еще очень-очень многих других художников-реалистов.
— А есть у тебя любимые писатели, книги которых тебе очень бы хотелось проиллюстрировать, но пока не пришлось?
— Да. Я бы с удовольствием оформил книги, например, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, В. В. А. Гиляровского… Но таких предложений пока от издательств не поступало, к сожалению.
— Сергей, ты побывал в Париже, в Праге, в Берлине… Так сказать, повидал мир. Дают ли такие поездки что-то тебе как человеку творческому?
— Разумеется. Это расширяет горизонт, это яркие незабываемые впечатления, которые помогают мне увидеть мир в новом ракурсе. Для творческого человека это очень важно. А еще в таких поездках интересны люди, с которыми приходится встречаться. В Германии, например, прямо на улице познакомился с художником. Мы с ним подружились, и он даже приезжал к нам в Питер. А в Париже, в нашем посольстве, меня … обокрали: утащили фотоаппарат и мой новый авторский альбом. Тоже, можно сказать, «яркие впечатления».
— И последний вопрос, который мне хочется тебе задать. Как ты относишься к происходящему сейчас на Украине?
— Как и всякий русский человек, понимающий, что идет истребление русских людей. Россия — богатейшая страна, и это не дает спать тем, кому не терпится присвоить наши богатства. Но они забыли, что многие уже пытались уничтожить Россию. Пытались, но ничего у них из этого не вышло. И никогда не выйдет.
— Сергей, спасибо тебе за интересную и содержательную беседу. Очень хочется верить, что ты еще долго будешь радовать всех нас своими яркими работами, выполненными на тихой чухломской улочке.
Газета «Вперёд»: Костромская область, г. Чухлома Сайт Чухломской общественно-политической газеты «Вперёд»
Выпуск № 109 (12535) от 12.09.2014 г.