Обновлено 30.06.2016: несколько переделан супер (шрифт названия книги и ширина отстава). Старый вариант оставлен вторым изображением.
В оформлении суперобложки использованы иллюстрации Марка Симмонетти (Marc Simonetti).
Все права принадлежат автору. Не предназначено для коммерческого использования и распространения.
В оригинальной серии fantasy выходил один из романов цикла Вэнса: «Глаза чужого мира».
Среди множества романов Вэнса только серия об умирающей Земле претендует на звание фэнтези. Во многом этот цикл перекликается с "Посейдонисом" Де Кампа: та же временная дистанция, то же отсутствие связи - на сей раз между Землей настоящего и Землей будущего, тот же циничный герой... Именно поэтому я рассуждаю не обо всем сериале, а лишь о первой части, в которой еще не появляется Кугель Разумник, самый циничный и омерзительный проходимец из всех главных героев в фэнтези ХХ века
.В "Умирающей Земле" Вэнс описывает мир. Истории, которые он предлагает нашему вниманию, весьма увлекательны, но их сюжеты - лишь повод для того, чтобы развернуть потрясающие фоновые картины. Сочинение Вэнса можно назвать "высокой фэнтези" - писателя интересует мир и только потом - происходящие в этом мире события.
Для создания убедительного описания Вэнс не брезгует никакими средствами. Иных высоколобых эстетов оскорбляют резкие краски, повторяющиеся фразы, навязчивые сложные конструкции. Но все это абсолютно необходимо, в книге нет ничего лишнего. Она не совершенна, так ведь и Земля - тоже не мир безграничного совершенства. Мир исчезает, и поэзию его гибели Вэнс стремится передать. Обаяние вымысла действует на самого писателя, его искреннее восхищение передается почитателям, они сами берутся за перо - и так далее, и так далее. "Декадентским фэнтези" эту книгу называть не стоит - слишком хорошо она продумана, слишком много эффектов, идущих не от сердца, а от ума. Но ум большой... И создание его не может не удивлять. Ведь небольшая книга - а сказано практически все, что нужно знать о целой Земле...
Вэнса я очень люблю, прочел почти все его книги... И всегда удивлялся, что помимо безупречных фантастических миров любит он создавать и логические загадки. За один из детективных романов он даже премию имени Эдгара По получил. Выходило, что и сюжет его интересует...
А потом понял - сюжет занимателен для Вэнса, если он оказывается единственной составляющей мироздания. В детективе все сводится к вопросу, кто же совершил преступление. Замкнутый мир криминального романа не существует вне сюжетных загадок. И вот писатель, отвлекаясь от рисования фантастических миров, обращается к вымыслу другого рода. И пишет - и не мир становится событием, но событие становится миром...
Пожалуй, логично, что Вэнс ограничился лишь двумя сериалами фэнтези. Помимо романов о далеком будущем, он написал трилогию "Лионесса" - о столь же далеком прошлом. В остальном - удаленные в пространстве галактики исправно поставляли ему материал для миро-творческой деятельности. И потому все прочие книги Вэнса, "садовника миров" (Дж. Клют), во многом сходны с "Умирающей Землей".
Александр Сорочан «Фэнтези ХХ века: 50 лучших книг»