Художник Борис Вальехо. Как ни странно, снова здесь в качестве иллюстрации на обложке после супера к Ли Брэкетт.
Если рассматривать художника Бориса Вальехо, как книжного иллюстратора, то, пожалуй, именно к Фармеру он идеален, к «Саге о Скэйте» неплох, к Желязны странен и ужасен во всём остальном. Есть ещё, правда «Гор» Джона Нормана, но про него и иллюстрации к нему разговор отдельный, там не обойтись без психоанализа.
Забавно, что впечатления от его работ у меня за тридцать лет практически ни сколько не изменились. Это сочетание любопытства, интереса, даже некоторого восхищения с недоумением, зачем всё это? По мне, концентрированная сексуальность вместе с колоритно выписанным антуражем в сочетании с искусственностью поз и облачений, неизбежно переходит в концентрированный гротеск. Если не со вторым взглядом, то с третьим или четвёртым. Впечатление усугубляется, если под руку попадается не отдельная картина или обложка, а целый альбом или галерея. Так что особого влечения или устойчивого интереса к работам художника у меня никогда не было, как в доинтернетовское время, так и сейчас, но с другой стороны, есть к чему присмотреться при случае и есть, соответственно, от чего отвернуться.
Фармер же плюс Вальехо — удивительное сочетание. Книгоиздание 90-х давало нам удивительные комбинации обложек и текстов, пожалуй, именно и только Вальехо с Фармером сочетаются так же удивительно комплементарно. Если не сказать, великолепно.
Ну и добавим пару слов о том, зачем, помимо наличия неплохих иллюстраций, я сделал эту суперобложку в качестве желания увидеть эту книгу в серии fantasy.
И еще одно: в отличие от «Ювенты» и «Тролля», «Северо-Запад» не хотел издавать Филипа Фармера! Смертный грех, я полагаю.Михаил Нахмансон «Слово в защиту Филипа Фармера»
Насколько фэнтези «Многоярусный мир»?
Предтеча «Хроник Амбера» Желязны? Наряду с Каттнером и Нортон. Пожалуй «Многоярусный мир» — прямой наследник «Тёмного мира Каттнера», а уже через него перекинулся мостик на «Хроники Амбера» Желязны. Промежуточное эволюционное звено, близкое не только по элементам сюжета, но по отдельным чертам главных героев.
Если смотреть на жанровые критерии, «Многоярусный мир» — всё тот же роман о чуде и о чуде перехода в другой, настоящий мир (сейчас эту тему, увы прибрала к рукам и намертво привязало к себепопаданчество).
Если, например, «Путешествие Иеро» Ланье — практически чистое фэнези по форме, содержанию, по архитипическим и мифологическим истокам (см. Дж. Кэмпбелла и переписку Ланье и Толкина), а все выпадающие из этой оценки элементы: далёкое будущее поле ядерного постапокалипсиса и предмет квеста — компьютеры, скорее придают ему нужный оттенок иронии, то у первой книги цикла, «Создатель Вселенной», таких элементов немного, но они существенны. Во-первых, это романтизированный образ перехода из обычного (вот во что может вылиться сделка по недвижимости) в чудесный. Зов рога влечёт как главного героя, так и читателя, буквально с первого абзаца, драматическое омоложении главного героя в новом, «настоящем» мире столь же мифологично. Во-вторых, сам квест героя вверх на вершину мира, к «замку на горе» (не отсюда ли взял Желязны штурм Колвира, а потом Сильверберг поход к Замку Лорда Валентина?), и, наконец, подчёркнутая мифологичность первой части с отсылкой к античным мифам.
Но это всё литературные связи и пересечения. А что там с литературным качеством?
Насколько интересен «Многоярусный мир»?
Сейчас. После полувекового развития НФ. Некоторый скептицизм оправдан. Опытный читатель фантастики начинает посматривать в сторону Гора (вспомним опять-таки Вальехо-иллюстратора) и творчества Лина Картера и привычно хмыкать. Но, как и с многими другими пожилыми и классическими фантастическими произведениями не всё так просто. Для меня кое-что прояснилось как раз тогда, когда я занимался базой и отсылками для «Хроник Амбера» Желязны. Об этом в отдельной заметки, но дам одну подсказку — Уильям Блейк.
«Многоярусный мир» — один из хитов книгоиздания 90-х. Издавали его поменьше, чем Гаррисона, Желязны и Нортон, но не менее заметно и даже разнообразно. Если сравнивать с другими литературными сериалами автора, то, скажем, «Мир реки», который в немалой степени сходный, не в пример изощрённее и более целен и даже достоверен, причудлив, не менее загадочен, но и менее чудесен. В какой-то из дней, когда я решу перечитать Фармера, я предпочту яркость впечатления от «Многоярусного мира» всем неоспоримым достоинствам «Мира реки».
Про Dark is the Sun, как многослойную губку что творчества самого Фармера, так и нескольких тенденций в американской фантастике, разговор отдельный.