Художник Жан-Пьера Таржет (Jean Pierre Targete).
Что-то давно завалялась у меня эта суперобложка, как раз с тех пор как пытался сделать похожий шрифт.
Будем считать её дополнением к изначальной номерной обложке с иллюстрациями Дегтярёва.
Фанатичные поклонники замечательного писателя могут на меня обидеться. Как! Не «Бог Света», не «Создания света и тьмы», не «Повелитель снов»? Всего лишь первый роман одного из самых успешных с коммерческой точки зрения сериалов...
Такое предвзятое отношение к «Амберу» установилось довольно давно — пожалуй, еще раньше, чем Желязны написал шестую книгу. Но я не собираюсь обсуждать все романы, продолжения и имитации. Меня интересует лишь первая книга, с восторгом прочитанная в детстве и до сих пор радующая — если не ум, то уж точно сердце. Ведь в этой книге Желязны нашел беспроигрышную модель фэнтези-сериала. Перед нами не одно из приключений, в описании которых можно в любой момент остановиться, не эпизод из бесконечной истории, а начало многотомного повествования со множеством персонажей. Желязны избрал форму семейной хроники, подобрав самую что ни на есть подходящую семейку и снабдив героев многообещающими возможностями. Метафору Лабиринта он не изобрел — интересующихся отсылаю, к примеру, к роману Торнтона Уайлдера «День восьмой» (1948). В этой книге, не имеющей к фэнтези ровным счетом никакого отношения, всемогущий автор проводит своих героев по лабиринтам времени, вспоминая об узоре ковра, которому приходится следовать... И Уайлдер не был одинок. Так что Желязны просто воспользовался моделью организации развернутого повествования.
В первом томе романист мудро не раскрывает всех возможностей (некоторыми он, отмечу, пренебрег и в дальнейшем). Он делает все, чтобы максимально заинтриговать читателей. Не буду лишний раз восторгаться характерами героев и закрученностью сюжета — делали это до меня, будут делать и после. Но главное — Желязны в полной мере использует материал окружающего мира для создания мира вымышленного. Существование Амбера иррационально для нас, а для обитателей Амбера Земля — иллюзорна. Никуда не деться от этого несоответствия: обитатели иллюзии узнают про реальность из сочинения, которое создано мастером иллюзий. Выходит красиво, парадоксально и эффектно. Желязны насладился эффектом, но понял, увы, что подобное построение повествования неминуемо ведет к усилению рационального начала в тексте. Семейный роман заявляет о своих правах, фэнтези отступает. Ведь мир, не подчиняющийся известным законам, не может постоянно описываться средствами традиционной беллетристики. А в распоряжении Желязны в данном случае были только эти средства...
Финал печален — вернее, печально его отсутствие. С тех пор поклонники фэнтези много раз сталкивались с парадоксами сериалов, в которых непознаваемые законы иного мира постепенно вытеснялись привычными жанровыми закономерностями. А Янтарный замок так и остался — парящий в центре мироздания, совершенный, непостижимый и — пустой...
Александр Сорочан «Фэнтези ХХ века: 50 лучших книг»