Суперобложка Питер С. БИГЛ «Последний Единорог»

Суперобложка Питер Бигль «Последний Единорог» — Стилизации (имитация)
Суперобложка Питер Бигль «Последний Единорог» — Стилизации (имитация)

В оформлении суперобложки использованы работы Джеймса Вулфа Стриле (James Wolf Strehle).

Культовая книга, про которую, пожалуй, даже слишком много написано. Поэтому не будем никого цитировать.

Эта грустная и немного ностальгическая история про волшебство в самых разных проявлениях. История камерная, совершенно неэпическая и, как ни странно, земная настолько насколько и волшебная. Затруднительно определить и возраст её читателя. Любого рецензента может сбить с толку как мультипликационный фильм-экранизация, который сильно повлиял на последующее иллюстрирование этой книги, так и некоторая излишняя восторженность её почитателей.

Современный читатель может обнаружить там и сказочный лиризм дотолкиновского фэнтези и нестандартно обыгранный обыкновенный сказочный шаблон. Однако это отнюдь не пародия — эта книга об аспектах чуда в глазах смотрящих, чуда, которое можно не заметить, можно не ждать, можно к нему стремиться, можно даже пытаться коллекционировать — и всё равно это чудо может ускользать от любого внимания как восторженного так и скептического.

Точно таким же образом, неуловимо, книги Бигла может ускользать от восприятия и описания. Важен не сюжет, а то как развивается, окутывает легчайшим туманом, разбивается морской пеной, проникает лунным светом тема чудесного. И тут же отступает под натиском пристального взгляда, яркого света и громких криков. Понимание задумки автора не терпит фокуса внимания, а находится где-то на недосягаемой границе периферийного зрения, бокового взгляда и рассудочного осмысления. Сказать про «тонкий лиризм» — не сказать ничего, раскрыть сюжет — показать какой-то странный набор сказочных компонентов, так что просто ждите необыкновенного чуда. Оно там есть, неуловимое как обыкновенный сказочный единорог.


Книга, которая отражает эпоху культов и контркультуры и в то же время оказывается эффектным образцом построения «вторичной реальности». ...Потому что в книге Питера Бигля речь идет не столько о магии и волшебных существах, сколько о Чуде, творящемся вопреки волшебным законам. И как раз в этом смысле тривиальная на первый взгляд работа является отражением духа мятежных 60-х. Маг Шмендрик — не слишком притягательный герой, скорее шут из традиционной драмы. А история о единороге может показаться слишком приземленной для «высокого фэнтези». Экологическое мышление опять же является данью эпохе.

Но очарование «Последнего единорога» не тускнеет со временем; даже в эпоху повального увлечения творением фантастических вселенных о скромном создании Бигля не забывали. Казалось бы, чего проще — написать сказку о последней из магических созданий, разыскивающей свое племя и пытающейся освободить единорогов от власти злого короля-волшебника. Добавить несколько трагикомических персонажей, объединить квест с любовной историей, написать несколько очень красивых песен... Выйдет не хуже, чем у Толкина.

И правда, вышло не хуже. Правда, совершенно иначе. Магическая реальность должна отвоевать право на существование — не грубой силой, но внутренним сопротивлением злу и жестокости. Это право вторичной реальности никогда не ставилось под сомнение, пока не стало ясно, что простое бегство не решает всех проблем, а творение иных миров приводит читателей ко все нарастающему конфликту с миром, в котором волшебные правила не действуют. Бигля эта проблема занимала и раньше — за несколько лет до «Последнего единорога» он написал роман «Тихий уголок», по сюжету которого духи умерших не желают расставаться с магическим мирком, полным уюта и очарования. А потом уж настал и черед единорогов.

Здесь перед нами возникает онтологическая проблема, очень важная для второй половины ХХ века: если вторичная реальность нуждается в поддержке и оправдании, следует ли признавать ее несамостоятельной и обреченной на исчезновение при отсутствии внешних стимуляторов? Бигль нашел ответ: законы волшебного мира отличаются хрупкостью, но тонко чувствующий человек не может сопротивляться их действию. А это ведет к конфликту, борьбе и победе. Потому — несмотря на камерность сюжета — оптимизм в «Последнем единороге» носит прямо-таки всеобъемлющий характер. Кому-то подобное мироощущение покажется «приторным» или неумеренно сентиментальным, но стоит ли судить волшебный мир по законам, не имеющим к нему прямого отношения? Этот мир един — потому что в пространстве романа все подчиняется глубоко продуманным законам. Этот мир притягателен — потому что лучшие стороны нашего мира здесь многократно усилены и дополнены новыми. Этот мир прекрасен — а здесь уже каждый находит объяснения сам...

Александр Сорочан «Фэнтези ХХ века: 50 лучших книг»



Нашли ошибку, хотите дополнить, исправить конкретное место в тексте:

Система Orphus

Другие суперобложки в мастерской сайта

Репринты (реставрация)

Написать отзыв

Добавить комментарий

To prevent automated spam submissions leave this field empty.
Система Orphus

Поиск по сайту

Навигация

Дополнительно

Сбор информации

Навигация по сериям

Обсудить сайт

Сервисы сайта

Последнии комментарии

В дополнение

SZfan.ru: изд. «Северо-Запад»

При создании сайта использовался фирменный стиль издательства и элементы серийного оформления

Сайт тестировался на большинстве десктопных браузерах и основных мобильных (планшетных). Проблем при отображении на разрешении экрана свыше 1280x600 быть не должно.


Официальные ссылки:
Решил добавить этот блок в дополнение к разделу ссылок, чтобы настоящие наследники издательства на меня не обижались, и чтобы лишний раз не отвечать на вопросы в письмах.
? Наследник официальный, 3-е поколение: «Книжное издательство Северо-Запад»
? Бывший сайт «Северо-Запад Пресс» sz-press.ru: Северо-Запад Дмитрия Ивахнова (сейчас, со второй половины 2014, не работает, домен перешёл к киберсквоттерам).

Выходные данные+

Подписаться на новости по RSS


Заметки на полях:

Ретро-эскапизм ™

Олдскульное фэнтези ™

Бесконечно можно смотреть лишь на три вещи: горящий огонь, текущую воду и на обложки Северо-Запада

Сделал Исаев М. А., 2014-2020 (контент и разработка сайта)

Старый добрый e-mail для связи isaev@bk.ru