Интервью с Михаилом Нахмансоном (Ахмановым), часть вторая


Продолжение. Начало см. здесь.


Сайт akhmanov.ru и интернет

SZfan.ru: То что у автора или есть свой сайт в интернете сейчас никого не удивишь, однако эти ресурсы часто, во-первых, не слишком богаты содержанием, во-вторых, не обновляются. Сейчас, готовясь к интервью, просмотрел второй раз: у меня «самоотвечаются» многие вопросы, то есть информация нужная и актуальная.

Если не секрет, как вы его поддерживаете? Я помню, когда-то он размещался на Narod.ru. Потом переехал на свой домен.

Михаил Ахманов: Мой сайт, предыдущий и новый варианты, сделан моим другом и помощником. Он же ведет этот сайт — в том смысле, что размещает на нем материалы, подготовленные мной (разумеется, я оплачиваю его работу). Я стараюсь делать обновление каждый месяц, а если это не получается по причине занятости, то раз в два месяца.

SZfan.ru:Лично для меня одним из эталонов книжного сайта, сайта, посвященного фантастике, сообщества, а также просто сайта функционального, лаконичного, не перегруженного рекламой, является «Лаборатоиря фантастики», Fantlab.ru. Когда-то были ещё rusf.ru, архивы Кубикуса и даже «Библиотека старого чародея» (они, разумеется, ещё есть, но как-то ушли на задний план).

А какие сайты читаете или пользуетесь вы (сайты cimmeria.ru, «Создатели миров» мы знаем по вашим интервью)?

Посещаете ли вы какие-то сетевые форумы. Можно ли столкнуться с вами on-line?

Михаил Ахманов: Сетевые форумы я не посещаю, в дискуссиях не участвую — если этим заниматься, не будет времени для работы. Изредка я заглядываю на некоторые ресурсы (Киммерия, ФантЛаб, Создатели миров), с устроителями которых знаком. Чаще всего обращаюсь к Википедии. Обязательно отвечаю на все письма, которые приходят на мой мейл или в гостевую книгу сайта. «Интернетного» общения не люблю и предпочитаю встречаться с людьми и говорить с ними. По интернету нельзя выпить чашечку кофе и посмеяться, никакие символы этого не заменят. Я имею дело с ЭВМ с древних времен, программировал в машинном коде М-20, на алголе и фортране, так что мое отношение к компьютеру чисто утилитарное: это инструмент для вычислений, для создания текстов, для получения и передачи информации. Больше ничего.

SZfan.ru: Плавно переходя к следующей теме, вы не собирались предпринимать какие-то действия к изданию-распространению книг через сайт: закрытые разделы, частичная публикация или что-то другое? Вернее даже так я что-то слышал о «Дальше самых далеких звезд», но расскажите поподробнее о целях и результатах.

Михаил Ахманов: Проблема издания и распространения книг через сеть меня живо интересует. Я вижу здесь два важных момента: рекламный и финансовый. Рекламный состоит в сообщении возможно большему числу заинтересованных лиц о возможности приобрести книгу в электронном виде. Финансовый — это удобные потребителям способы оплаты. В 2013 году я осуществил такой проект, предложив читателям приобрести за 150 руб. электронный текст моего нового романа «Дальше самых далеких звезд». Для оплаты открыл кошелек Webmoney самого высокого уровня (это оказалось очень сложным делом, с которым справился только специалист уполномоченной фирмы). Проект закончился неудачно — книгу приобрели всего 20-30 читателей. Причины:

1. Реклама через мой сайт и ресурсы Киммерия, ФантЛаб, Создатели миров не дала эффекта, хотя продолжалась три-четыре месяца.

2. Оказалось, что ряд читателей не представляет, что деньги в мой кошелек Webmoney можно просто перевести с терминала. Они думали, что для этого им нужно открыть свои кошельки.

3. Некоторые читатели сообщили, что они предпочитают бумажную книгу. В бумаге мой роман скоро выйдет в «Эксмо».

Так что самое полезное, что я получил от этого проекта — кошелек Webmoney. Его номер висит на моем сайте, но должен заметить, что читатели не спешат благодарить любимого автора. Я их понимаю — цена книги на плохонькой газетной бумаге уже взлетела до 250-300 руб.

Наверное, читатели думают, что при таких магазинных ценах я стал очень богатым. Есть и такие, что пишут мне откровенно: взял у пиратов, прочитал с интересом, спасибо, но покупать не буду. Я на них не в обиде, пусть берут, пока можно.

Теперь хочу осуществить другой проект, с поглавным выкладыванием книги. Способ известный: каждая следующая глава выкладывается тогда, когда в кошелек автора поступает некая фиксированная сумма, причем неважно, сколько лиц и кто конкретно ее перечислил. Для этого выбрана книга с иллюстрациями, которая никогда не выйдет в бумаге. Проблема эффективной рекламы остается.


Про электронные книги

SZfan.ru: Давайте теперь поговорим об электронных книгах вообще. Несмотря на некоторое отступление в сторону, я не могу не затронуть её в разговоре с вами. У меня, в общем-то, будет один большой вопрос-комментарий.

Тема электронных книг уже жевана-пережевана, поэтому постараюсь не повторяться, а уделить внимание только ключевым моментам. Хотя общей краткости здесь не получится, придётся тщательно формулировать свою позицию и как я к ней пришёл. Классическое европейское идеальное платоновско-аристотелевское мышление предполагает-предпочитает сравнение через противопоставление идеальных сущностей. Именно поэтому мы начинаем говорить о смерти или вечности бумажной книги вместо, например, китайского способа мышления: проследить за зарождением, развитием и общей тенденцией электронных книг, а затем и ретроспективы развития бумажного книгопечатания и наложения сравнения двух этих процессов. Уверен, таким способом мы бы от-крыли для себя много любопытного в любой области. Я, к сожалению, ограничен объёмом текста, поэтому не могу в это углубиться и расписать всё в деталях, а дальше свою позицию буду обозначать скорее образами.

Вот я пишу об этом, а справа от меня лежит почти подарочное переиздание «Братства Кольца» с иллюстрациями Гордеева 2014 г., слева стопка книг Толкина «Северо-Запада» для статьи на сайте SZfan.ru, под столом коробки с неразобранными книгами серии fantasy, опять же, для сайта. Плюс сотни книг, накопленных предыдущими двумя поколениями в семье в шкафах. Я вырос в книжной семье. В детстве, когда только начинал увлекаться книгами я составлял коллекции и перебирал на летних каникулах всё домашнюю библиотеку. Я переплетал книги, немного читал и про книжную иллюстрации, пытался рисовать суперобложки к книгам, знал все элементы издания и переплёта книги, в общем-то, не был, наверное, библиофилом, но мог в какой-то момент пойти и по этому пути.

Но с другой стороны клавиатуры лежит одна из первых массовых электронных книг (Lbook V3) прекрасно работающая и сейчас, планшет, два смартфона. А сколько книг было прочитано на экранах КПК, смартфонов и пр. У меня опыт электронного чтения с начала 2000-х, от экрана PC и специальных программ. Последние десять лет я читаю только электронные книги. Хуже того в разное время я работал, как над сайтом посвященными электронным книгам (read.textory.ru, один из первых в рунете), так и сейчас, получается, работаю над сайтом по книгам бумажным.

Поэтому воспринимайте меня как арбитра или медиатора. Честно говоря, когда одни начинают петь осанну торжеству технологий, а другие в противовес читают мантры о том, что не отдадим святые традиции и бумажный хруст на поругание электронным гуннам, хочется переиначить Меркуцио «Чума на оба ваших чума».

Ваше мнение в этом смысле показалось мне намного более здравым: заметка «Погибнет ли бумажная книга?». Кроме того — вы «приняли вызов» и повесили на сайте «счётчик Экслера».


ВНИМАНИЕ, ОТСЧЕТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
В ЯНВАРЕ 2014 ЭКСЛЕР-СЧЕТЧИК = 33
(см. статью «Погибнет ли бумажная книга?» в разделе «Статьи»).
Итак, мы добрались до середины пятилетнего срока.

Для тех, кто ещё не видел и не в курсе первопричины, я нашел видео на YouTube:



Да, Экслер говорил в интервью достаточно смелые вещи, а он, как известно, несколько склонен к самолюбованию и очень часто его начинает заносить. В своём блоге он отнюдь не так безапелляционен и категоричен.

Давайте также опустим многократно проговоренные аспекты этой темы (и затронутые также по приведённым ссылкам) вроде несчастных издателей, многотомных собраний на флеш-памяти ридеров, пиратов-библиотекарей, бедных студентов, удобных фишек ридеров, а сосредоточимся на главном.

Ещё раз напомню читателям про вашу статью. Отсылаю читателей к её тексту, остановлюсь лишь на двух моментах:

1. О ненадёжности «читалок». Купленные мной в середине 2000-х читалки служат мне до сих пор, только с другими аккумуляторами. Электронная бумага не портится со временем. При современной тенденции развития облачных сервисов и снижения стоимости электронных книг и их качества вопрос с поломкой мне не кажется актуальным.

2. Честно говоря, единственный ваш убойный аргумент — это трёхмерность, объёмность, осязаемость книги. Это как кнопки на телефоне, которых нас уже некоторое количество лет пытаются лишить. Делают это в общем-то с успехом, но всё равно их не хватает.

Поэтому я всё-таки скорее соглашусь с тем, что бумажная книга умирает. Но умирает не как культурный артефакт, а как предмет обихода.

Для обоснования этого у меня всего один примитивнейший аргумент и одна примитивная метафора.

Простой банальный аргумент, как только экран e-ink будет стоить ровно столь-ко сколько 300-500 страниц бумаги, бумажная книга умрёт. Естественно, она не умрёт как артефакт, культурная матрица, умрёт не книга, умрёт классическое издательство и книгопечатание, умрёт предмет массовый купли-продажи и как я уже сказал предмет обихода. То есть умрут отрасли массового тиража прежде всего верхний сегмент pulp fiction, покетбуки, мягкая обложка дороже 50 рублей (в текущих ценах).

С другой стороны мы видим другие рыночные тенденции внутри компьютерного сектора, электронная книга даже при стоимости 100 долларов, и появление вменяемых сервисов, становится всё более нишевым устройством. Рынок электронных книг сокращается относительно всего рынка электронных устройств.

То есть нельзя однозначно сказать, что Электронная книга (в текущем воплощении) заменит многотиражную бумажную книгу.

Тогда что это? Смерть книги вообще? Чтение коротких текстов? Сайты и но-востные ленты вместо книг? Планшеты как основа для газет, журналов, книг, киноте-атров и пр.?

Скорее всего, мы перейдём к некому лоскутному рынку, где читать мы будем и на электронных книгах и на планшетах или на гибридных устройствах по подпискам на про-изведения. Кстати, не забываем про сворачивающиеся экраны, которые появятся к 2020 г. в массе.

Поэтому я думаю, что про устройства, носители (экраны, бумагу) можно за-быть. Важнее будет подумать, кто издатель. Это будут либо существующие издательства (если они проведут работу конвертирования своих читателей в с своих пользователей, поставят/арендуют серверы и сделают нормальные пользовательские электронные кабинеты и клиентские приложения), то есть проявят элементарную разумность или же своеобразные коммерческо-редакционные отделы телекоммуникационных операторов (знакомые нам Google Play, Apple Store и даже Билайн (уже после написания этого текста появился Билайн.Книги), Мегафон, МТС и Ростелеком).

Скорее всего, они будут выступать агрегаторами издательств и редакций, кото-рые из нынешних брэндов превратятся в обслуживающие редакционные производства. И будут предоставлять среду: пользовательский кабинет и облачный сервис.

Теперь метафора. Про кино и театр уже приводили примеры многие пишущие на тему электронных книг, поэтому я скажу ещё более приземлённее.

Возьмём обыкновенную плетённую из прутьев корзинку. Любовно сделанную из ивовой коры, пропускающую воздух, препятствующую гниению фруктов, с консервирующими и сохраняющими танинами в ивовой коре и древесине, то есть правильную и посконную тару. В которой испокон веков перемещали и хранили фрукты и овощи. Экологичную и естественную. И возьмём презренный пластиковый ящик. Безликий, массовый, дешевый, удобный. Сегодня корзинку мы увидим в доме в качестве сувенира. Одна, две, три будут на даче в индивидуальном пользовании и, скорее всего либо оставшиеся по-наследству, либо купленных на рынке у кустаря в эстетическом порыве. А ящики будут использоваться массово в магазинах складах супермаркетах. Вот такие рыночные или даже экологические ниши у этих предметов обихода, функциональных вещей. А книгу я уже тоже назвал предметом обихода и вещью. При всём уважении к издателям, авторам, иллюстраторам предметом обихода она является уже несколько веков после появления даже не самого книгопечатания, а после появления книгоиздания, то есть после появления тиражей. Бумажная книга — корзинка, электронная книга — это ящик.

Еще раз прошу извинить за такое приземленное сравнение, но вообще-то метод приземления всегда приводит рассуждение в здравое русло. Вообще такие принципиальные идеологические споры я с некоторых пор склонен всегда сводить к очень простым вещам. Так нагляднее, понятнее и, в итоге, правильнее.

В завершении мысли, попробую отойти от обозначенной дилеммы, противостояния бумажного и электронного, а представить образ будущего и структуру книжного рынка, не в 2017, а, скажем, в 2027 году. Вот что у меня получается:

1. Книги, уходящие в сувенирный сегмент. Я недавно купил переиздание «Братства Кольца», «Две крепости» и «Хоббита» с иллюстрациями Дениса Гордеева, и хотя толкинистом себя не считаю, у меня оказалось пять экземпляров «Властелина Колец», которые, если убрать некоторый интерес по сравнению переводов выполняют у меня именно эту функцию.

Сюда же отнесём переиздания классики, репринт и книги для интерьера: заполнения книжных полок. Это будет вполне устойчивый и даже порой показывающий некоторый рост книжный сегмент.

2. Максимально дешевые, одноразовые покетбуки. То есть изделия, цена на которые снижается параллельно со снижением цены на электронные книги и составляет, скажем 1/50 1/100 от электронной одновременно сопоставима с ценой на электронное издание. То есть электронная книга (устройство) стоит 1000 руб, электронный текст 30 руб, макулатурная книга стоит 10-50 по степени свежести издания.

3. Низкотиражные «принт-он-деманд», вплоть до книжного магазина-типографии. Дорогие, редкие, специализированны, клубные, сайтовые, низкотиражные, приложения к каким-то другим предметам.

4. Учебные, научные справочные и другие издания с формулами, блок-схемами, пользоваться которыми банально проще, 3d, как вы пишите. Постепенно сокращающаяся ниша, которая будет существовать вплоть до создания более удобного представления таких изданий на планшетах, то есть до создания специализированного энциклопедического формата. Что это будет: эволюция википедии, научный стандарт университетов США, или даже отечественная «нанотехнология» а-ля Сколково, пока не известно.

5. Устройства очень похожие на сегодняшние электронные книги. Будут считаться едва ли не такими же устаревшими, как бумажные книги. Устойчивый сегмент «классический рынок» для несколько постаревших нынешних «метрочитателей».

6. Планшетные экспериментальные мультимедийные книги, книги-компьютерные приложения, книги-игры: то есть то, что многие ждут уже лет десять, и пока никто с достаточном умением и авторитетом, так и не создал.

То есть, как это обычно и бывает в реальности, получится некоторая промежуточная устойчивая совокупность текста на бумаге и текста на экране и текста в цифре. Я бы даже рискнул дать каждому из этих пунктов процентов по 15 книжного рынка.

На самом деле, всё это мы видим уже сейчас, просто одно угасает, другое растёт, в общем активно меняется и всё в целом имеет пока несколько другие пропорции.

Если же всё-таки сталкивать бумажный текст и экранный текст, то электронная книга не будет доминировать, пока будет копировать бумажную, и какой-то мощный игрок не придумает новые форматы и новые среды (неким аналогом может служить обычное кино-телевидение и 3d формат).

В общем-то, у меня получился отнюдь не вопрос, а развёрнутое мнение, но всё-таки хотелось бы, чтобы вы поделились в ответ своим.


Электронное Путешествие Иеро

Михаил Ахманов: Я полагаю, что в данный момент средства для чтения электронных книг (ЭК) — экран компьютера, планшет, читалка и тем более телефон — никакой конкуренции бумажным книгам (БК) не составляют. Их недостатки:

— они громоздки (экран), неуклюжи (читалки), неудобны для воспроизведения текста (читалки и телефон);

— они зависят от источника питания;

— они недолговечны и могут быть сломаны — например, ударом молотка.

Как можно уничтожить книгу? Сжечь (быстрое уничтожение), подвергнуть гниению в воде или в земле (медленное уничтожение), порвать в клочья (это трудная работа). Если ударить по книге молотком, с ней ничего не будет, БК вообще очень долговечны. Книги живут века, и у меня есть такие, которым 50-100 лет. Электронное устройство намного более хрупкое, и десятилетия не проживет — хотя бы потому, что его заменят новые модели.

Мы подходим к следующей мысли: книжный стандарт существует несколько столетий, за это время выработалась его оптимальная, простая и привычная людям форма. В этой форме создан огромный массив информации. Для электронных читалок такой оптимальной формы нет, так как они существуют слишком малое время. Разумеется, они прогрессируют быстро, но всё же, нужны десятилетия, чтобы такая оптимальная форма появилась — нечто такое, что можно ронять и бить молотком без последствий. Вот тогда — думаю, лет через тридцать-сорок, мы и озаботимся выживанием бумажных книг.

Какая же проблема на самом деле стоит сейчас? Отнюдь не вытеснение бумажной книги ЭК, а вопрос более общий: плата за товарную информацию, получаемую в электронном виде (книги, фильмы, изображения). Если угодно, это означает контроль интернета, но не в части ограничения свободы высказываний, а в смысле действенного контроля финансовых операций, идущих в сети. Пользователь должен отказаться от халявы и платить. Создатель информации должен получать плату. Это справедливо, и иного решения нет.

Когда известного американского фантаста Роберта Сильверберга спросили у нас, не страдает ли он от электронного пиратства, он лишь пожал плечами и сказал: «В чем проблема? Мы, писатели [в США и Европе — М.А.], получаем за бумажные книги, и мы получаем за электронные». Проблема, разумеется, есть, но это проблема России и других стран, где воруют труд создателей. К сожалению, это традиция, которая возникла в СССР и, можно сказать, культивировалась на государственном уровне. Главным пиратом, обиравшим творцов, было государство. Народ привык — им можно, значит, и нам тоже. Не зря появился стишок: «Тащи с завода всякий гвоздь, ты тут хозяин, а не гость».

Честность — атрибут культуры и благосостояния. Честными мы станем тогда, когда не будем бросать окурки мимо урны и переходить улицу на красный свет.


Окончание следует.


Нашли ошибку, хотите дополнить, исправить конкретное место в тексте:

Система Orphus

Написать отзыв

Добавить комментарий

To prevent automated spam submissions leave this field empty.
Система Orphus

Поиск по сайту

Популярное и избранное

Популярное

  1. Интервью с Денисом Гордеевым.

  2. — Смотрим переиздание «Братства Кольца» в стилистике оформления коробочной версии и иллюстрациями Дениса Гордеева.

Избранное

  1. — Раздел «Мастерская»: делаем суперы в стиле серий SF и fantasy лучших книг жанра, «реставрируем» оригинальные суперобложки.

    Мастерская: стилизация суперобложек

  2. — Читаем интервью с персоналиями издательства Северо-Запад.

Книги в продаже

Обновления на SZfan.ru

Последние записи в блоге:
Суперобложка Питер С. БИГЛ «Последний Единорог» (вторая версия) — Стилизации (имитация)
Суперобложка Питер Бигль «Последний Единорог» — Стилизации (имитация)
Суперобложка Джуанита Коулсон «Паутина Колдовства» (Крантин) — Стилизации (имитация)
Суперобложка Роберт СИЛЬВЕРБЕРГ «Замок лорда Валентина» —

Дополнительно

Сбор информации

Навигация по сериям

Обсудить сайт

Сервисы сайта

Последнии комментарии

В дополнение

SZfan.ru: изд. «Северо-Запад»

При создании сайта использовался фирменный стиль издательства и элементы серийного оформления

Сайт тестировался на большинстве десктопных браузерах и основных мобильных (планшетных). Проблем при отображении на разрешении экрана свыше 1280x600 быть не должно.


Официальные ссылки:
Решил добавить этот блок в дополнение к разделу ссылок, чтобы настоящие наследники издательства на меня не обижались, и чтобы лишний раз не отвечать на вопросы в письмах.
? Наследник официальный, 3-е поколение: «Книжное издательство Северо-Запад»
? Бывший сайт «Северо-Запад Пресс» sz-press.ru: Северо-Запад Дмитрия Ивахнова (сейчас, со второй половины 2014, не работает, домен перешёл к киберсквоттерам).

Выходные данные+

Подписаться на новости по RSS


Заметки на полях:

Ретро-эскапизм ™

Олдскульное фэнтези ™

Бесконечно можно смотреть лишь на три вещи: горящий огонь, текущую воду и на обложки Северо-Запада

Сделал Исаев М. А., 2014-2017 (контент и разработка сайта)

Старый добрый e-mail для связи isaev@bk.ru