На этой странице представлен обзор серий издательства «Северо-Запад», включённых в структуру сайта. На данный момент отсутствуют все нефантастические серии (такие как «Женская библиотека», историческая серия «Иные времена», «Детская библиотека», серия переводной классики «Ex libris» и многие другие) так как они не пока не входят в тематику сайта. Скорее всего, в перспективе они будут представлены на сайте обзорными статьями со ссылками на этой странице.
«Fantasy» — первая серия книг издательства «Северо-Запад». Выходила в периоды: 1991—1994 (53 издания) и 1997—1999 (31 издание).
Тираж каждой книги от 7 тыс. экз. до 200 тыс. экз. (с учётом доптиражей и пиратских типографских допечаток, возможно до полумиллиона экз.)
Общий тираж серии: около 6,5 млн экземпляров.
Первые книги серии фэнтези вышли в 1991 году: «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина и «Повелители мечей» Майкла Муркока (причём эти книги, хотя и готовились к печати примерно в одно время, сразу отразили два подходя к оформлению, которые были заметны следующих книгах). Затем по первым опубликованным планам универсальная фантастическая серия примерно на третьей четвёртой книге обрела своё незамысловатое название, а также произошло её разделение на, собственно, fantasy и SF. Основной период выхода серии пришёлся на 1991-1994-й годы, было издано около 50 книг. Вначале в серии были представлены самые значительные зарубежные фэнтези-циклы прошедших лет («Волшебник Земноморья», «Колдовской мир», частично «Умирающая Земля» и «Сага о Фафхрде и Сером мышелове», значительную часть огромного мультицикла «Вечный воитель» — из которой получился шеститомник Муркока), несколько циклов на стыке жанров, сайенс фэнтези («Всадники Перна»), несколько отдельных романов, определивших жанр, затем издательство перешло к отечественным авторам.
Эта часть серии выделена на сайте в подсерию fantasy 1991-1994. В ней же выделена номерная серия (выпуски 1-13).
С самого начала серия фэнтези стала довольно уникальным для издания фантастики явлением и в определённом смысле культурным феноменом. От идейного вдохновителя серии Бориса Гребенщикова и Сергея Курёхина до редакторов и переводчиков: первые пришли в издательство издавать зарубежную классику, вторые обретались как серьёзные литераторы в союзе писателей Ленинграда (потом Санкт-Петербурга). Даже само размещение издательства в Доме Писателей им. Маяковского для коллектива, выпускающего фантастику и фэнтези нетипично и уникально.
Дизайн обложек придумал Андрей Баранов. В первых десяти (по дате подготовки к печати) книгах были стилистические разночтения (аннотации на обложках графическое оформление, титулы). Затем, пришедший в издательство на должность художественного редактора Вадим Пожидаев привёл к более-менее каноническому оформлению (а также нарисовал одни из самых интересных на тот момент иллюстраций одной из книг). К оформлению ещё первой книги был привлечён Денис Гордеев. Сергей Лемехов пришёл в паре с переводчиком Михаилом Гилинским. Кроме того к рисованию обложек целенаправленно были привлечены несколько других питерских художников. От студента «Мухи» Борозенца до известных художников других жанров Глашкина и Андреева.
Знаковым событие стали переиздания Властелина Колец: как подарочная версия, так и юбилейный многотомник.
После первоначального успеха сформированный коллектив редакции фантастики уже под руководством Геннадия Белова занялся подбором текстов для следующих книг, который подчас был довольно необычным, но в целом укладывался в существующие каноны и табели о рангах, сформировавшихся и обозначенных в западном фантастиковедении. Причём делать это надо было быстро, чтобы выдержать конкуренцию с мало чем не ограниченном потоке книг других издательств, Так были найдены несколько существующих и просто готовых переводов подходящих под название книг, но главное чуть позже, в начале 1992 были сформированы долгосрочные планы и тех книг, которые вышли ближе к конце 1991-года и в 1993 гг — во времена расцвета серии. В результате вышли немыслимыми по сегодняшним временам тиражами довольно специфичные, но знаковые для жанра книги как «Колодец Единорога», «Кольцо Мерлина», «Дипломированный чародей» два тома Меррита.
В этом нашлось место и для литературных мистификаций («Меч и Радуга»), просто смелых проектов (двухтомник Ника Перумова «Кольцо тьмы»), экспериментов (ответвления от серии и межавторские циклы).
Во второй половине 1994 года молодой книжный рынок России подходил к своей высшей точке и одновременно с этим издательство заняло на этом рынке лидирующие позиции: выпускало ранее начатые и уже подготовленные проекты, активно занималось диверсификацией как серий, так и структуры. Последующий кризис отрасли закономерным и неизбежным и, как всегда, ударил по самым крупным игрокам. Пережить его издательство и серия вполне могли, если бы не несколько внутренних проблем, которые не позволили реализовать планы по структурным изменениям в издательстве о которых будет отдельный разговор.
Как раз перед этими событиями, на рубеже 1993/1994 гг., оформление серии «фэнтези» подверглось редизайну; в новом оформлении (на сайте обозначенном как «fantasy 1994-1995 (редизайн)») было выпущено 5 изданий, далее в связи с распадом издательства (коллектив начала 90-х организовал несколько других значимых издательств) выпуск книг серии был прекращён.
В 1997 году возрожденное издательство «Северо-Запад» (с практически полностью обновлённым коллективом) попыталось восстановить серию. В новую команду вошли люди, ранее работавшие в издательстве «Тролль» над серией «Меч и посох», материалы из невышедших томов которой и были напечатаны. К изданию также привлекали людей, работавших с ранее надкнигами старой серии по договору (редакторы, иллюстраторы, переводчики), что обеспечило значительную преемственность. Вышли несколько интересных изданий, в частности, серьёзное дополнение к уже вышедшим книгам Майкла Муркока, с издания которого изначально началась fantasy: первое полное издание саги об Элрике (причём с иллюстрациями Майкла Уэллана), цикл «Хроники семьи Фон Бек», закончен цикл об Эрикёзе, напечатан второй роман дилогии «Иеро Дистин» Ланье в переводе Михаила Нахмансона, составлено многотомное собрание сочинений Роберта Говарда (что скорее противоречит замыслу изначальной серии — ситуация будет описана отдельным постом в блоге сайта).
К 1999 году издательство во втором составе исчерпывает свой потенциал и переходит к подготовке отдельных книг других серий в других издательствах, а выпуск серия fantasy прекращается.
В эту серию мы объединяем книги, вышедшие в этот период. Это изначальная, номерная, 13-ти томная, серия, плюс модификация её оформления в суперобложках.
Если изначальное оформление придумали Вадим Назаров и Андрей Баранов. Андрей Баранов воплотил концепцию в дизайн.
Затем, на рубеже 1992 года номерная серия постепенно переходила в классическое оформление. Вадим Пожидаев, пришедший в издательство в качестве художественного редактора, сначала видоизменил оформление (полосочку) номерной серии (Колдовской мир, Полые Холмы, Хроники Эмбера). Почти параллельно, ещё в номерной серии у книг появились суперобложки, а номера размещались как прежде на корешке переплёта или отставе книги. Затем почти одновременно с номерными томами в суперобложке были выпущены те же самые тома, но в ледериновом переплёте и с той же суперобложкой. Затем, когда были выпущены все 13 томов, которые начали готовится как номерные, все остальные тома стали выходить уже в одном варианте: ледериновый переплёт, плюс суперобложка.
То есть таксономически это 13 номерных томов (разноцветных в бумажном переплёте и в бумажном переплёте плюс суперобложки), и все остальные тома без номеров, выпущенные до 1995 года в классическом «желтом» оформлении.
Изначальный вариант оформления изданий самой любимой (и долгое время единственной) серии fantasy начала 1990-х годов. Номерная, «десятирублёвая» подсерия. Первые по подготовке в печать «Повелители мечей», «Колдовской мир», «Путешествие Иеро», «Хроники Амбера», «Полые холмы» изданы в картонном переплёте. Остальные выпущены в таком же переплёте, только вместо иллюстраций на обложках узор, а проиллюстрированы уже добавленные суперобложки.
Отличительные особенности оформления:
— на корешке в полоске стоял порядковый номер тома,
— иллюстрация прямо на обложке: «Повелители мечей» Муркока и «Колдовской мир» Нортон, «Путешествие Иеро» Ланье,
— иллюстрация на обложке, с надетой поверх суперобложкой: «Полые холмы» Стюарт и «Хроники Амбера» Зилазни-Желязны,
— у остальных томов (изданных позже по времени, но не по номеру) обложка была с жёлто-коричневым орнаментом с надписью «при покупке издания требуйте суперобложку», на корешке был номер, а сверху одевался «классический» желтый супер без номера. Часть томов была позднее переиздана в ледериновом переплете и сразу в суперобложке (иногда такой же, иногда с другой иллюстрацией).
На сайте по умолчанию книги расположены по порядковому номеру — от первого до тринадцатого (последнего) тома.
Я даже немного сомневался, стоит ли выделать эту серию отдельно. По сути это серьёзная, значительная часть серии fantasy 1997–1999. За эти два года выпущено пятнадцать томов, при анонсированных шестнадцати. Том «Тропа войны» не увидел свет. В анонсах на конец 1998 сообщалось, что подготовлено к изданию 14 томов, еще 5 готовятся (в сумме 19); в анонсах на конец 1999 года проходила информация о следующем томе собрания сочинений (вслед за сборником «Коготь дракона») под названием «След демона». По словам составителя серии, Александра Лидина, всего планировалось 20 томов.
В состав томом не были включены повести и рассказы о Кулле и Конане (эти произведения публиковались в других сериях издательства). Основная часть произведений представлена в ранее не публиковавшихся переводах. Распределение произведений по томам часто не совпадает с распределением их по циклам. Автором всегда указан Роберт Говард, хотя некоторые рассказы были закончены другими писателями после его смерти, а также написаны другими авторами без всякого участия или привлечения каких-либо материалов Говарда. В томах собрания сочинений в виде приложений и дополнений опубликованы письма Роберта Говарда, а также главы из книги Л. С. де Кампа сотоварищи о нем.
Каждый том, в традициях классического оформления обложки серии Fantasy «Северо-Запада» кроме основного названия, имеет также подзаголовок.
Полный состав томов с подзаголовками (книжные карточки будут заведены позже):
«Черный камень» — Сага темных земель
«Ночь волка» — Сага древних морей
«Проклятие океана» — Сага забытых островов
«Клинок судьбы» — Сага Черного континента
«Железный кулак» — Сага великих битв
«Кровь богов» — Сага мертвых песков
«Лик смерча» — Сага выжженных прерий
«Тень ястреба» — Сага призрачных замков
«Знак огня» — Сага сумеречных долин
«Воин снегов» — Сага ледяных пещер
«Гончие смерти» — Сага дальних миров
«Врата империи» — Сага вольных городов
«Брат бури» — Сага Медвежьей реки
«Молчание идола» — Сага заброшенных храмов
«Коготь дракона» — Сага лунных башен
Составитель — Александр Лидин.
Главный художник — Сергей Шикин.
Выпуском книг в новом оформлении предполагалось изменить классическое «желтое» оформление, которое к 1994 году быль привычно и узнаваемо читателям книг и собирателям личных библиотек фэнтези и фантастики.
«Редизайн» и в какой-то мере «ребрендинг», был интересен, но состав первых томов новой серии был неудачным, а оформление по узнаваемости проигрывало предыдущему. Также финансовых неурядиц издательства, неуправляемости стало малое количество вышедших томов, которые просто не смогли сформировать новый круг поклонников. В результате случилось закрытие серии, которую уже не было смысла возрождать. Новый коллектив издательства в 1997 году принял за основу возобновления серии старое, привычное читателям оформление.
Годы выпуска: 1994 – 1995
В серии были анонсированы, но так и не вышли:
Третий том «Саги о Фафхрде и Сером Мышелове» Фрица Лейбера
Третий том «Сказания о Мануэле» Джеймса Брэнча Кейбелла
Танит Ли «Пульс зверя» (2 тома)
Тэрри Брукс «Королевство на продажу» (3 тома)
Гордон Диксон «Сэр Дракон» (4 тома)
Томас Барнет Сванн «День минотавра» (вышел уже в новом издательстве в серии «fantasy 1995-1999») и «Белые волки».
Формат стандартный; у книг Кейбелла — переплёт + суперобложка, у остальных томов — целофанированный переплёт.
Выпускающем издательством был «Северо-Запад», с участием издательства «Лицей» (второй том «Саги о Фафхрде и Сером Мышелове»)
.Условная серия внутри основной серии, выделяющаяся пометкой на суперобложке «Толкин. Столетие. 1892-1992» шрифтовым оформлением внутри томов. Все тома с рисунками Дениса Гордеева.
В 1997 году распавшееся перед этим издательство «Северо-Запад» уже без своих создателей (Николая Буция, Александра Кононова, Максима Крютченко, а также зав. редакцией фэнтези и фантастики и художественного редактора Вадима Пожидаева) возобновило серию. В новую команду вошли люди, ранее работавшие в издательстве «Тролль» над серией «Меч и посох». Были напечатаны как материалы из невышедших томов «Меч и Посох», так и некоторые тома, которые начали готовится в изначальном «Северо-Западе».
Из прежней команды в серии замечен лишь художник Владислав Асадуллин. И снова возобновил сотрудничество, даже более плотно чем раньше Михаил Нахмансон. Классическое серийное оформление было сохранено (немного модифицировано), однако книги выпускались без суперобложек с графическим оформлением бумажного переплёта. Также несколько изменились классическая полоска и рамка. Часть книг (например, Роберт Говарт, Танит Ли) была без иллюстрации на обороте переплёта, вместо этого там располагались сведения об авторе и краткая аннотация. Вышли несколько прекрасных книг, в частности, издание полные «Саги об Эльрике», «Хроники семьи фон Бек», окончание «Хроники Эрикезе» Майкла Муркока, второй роман цикла об Иеро Дистине и собрание сочинений Роберта Говарда.
Другие серии, выпускавшиеся (вернее начавшие выпускаться) с заделом на одну большую межпроектную серию «Heroic Fantasy».
«Conan», «Black Company» («Чёрная гвардия»), «Седьмой меч», «Сага о копье».
Переиздание «Властелина Колец» (перевод Наталья Викторовна Григорьева, Владимир Игоревич Грушецкий) в мягком переплёте и подарочной коробке. Вместе с повестью «Хоббит» в переводе Наталии Леонидовны Рахмановой.
Без согласования (редактирования) переводов эпопеи и повести.
На задней стороне обложки помещён портрет автора.
Издание оформлено Денисом Гордеевым.
Все четыре тома этой серии были размещены в такой оригинальной коробке-футляре.
Кроме того, у трёх томов: «Братство Кольца», «Две Крепости» и «Возвращение Короля» одинаковые типографские реквизиты дат «сдано в набор» и «подписано в печать».
Три тома «Властелина колец» (и «Хоббит») вышли в мягких обложках: все три книги для сохранности были упакованы в футляр. Картинки для футляра делал тоже я, а вот едкий сине-зелёный цвет обусловлен тем, что «Северо-Запад» заказал эти футляры у конторы, которая производила упаковки для стирального порошка.см. «Денис Гордеев. Идеальной иллюстрации не существует», 2017 г.
Годы выпуска: 1992 – 2000
Издания зарубежных авторов были сделаны в твердом переплете 7БЦ. Отечественные авторы выпускались в двух вариантах. В варианте аналогичном зарубежным и в увеличенном формате с суперобложкой (преимущественно).
Также в этой серии анонсировались, но похоже что не были изданы:
Г. Бир «Туннель миров»
Г. Бир «Зов вечности»
С. Дилени «Драгоценности Эптора»
К. Керр, Дж. Крейгбаум «Дворец»
Д. Кэмпбел «Лунный ад»
Б. Олдисс «Река обреченных»
Э.Ф. Рассел. «Космический страж»
Э.Ф. Рассел «Безумный день»
М. Росснер «Точка исчезновения»
Ф.Фармер «Сумерки вселенной»
Изданий в серии: 41
Информация с Fantlab.ru