Сегодня будут иллюстрации к роману Абрахама Мэррита «Корабль Иштар», в частности от известного журнального художника В. Финлей (или Финлея, Финли), немного об истории изданий в оригинале.
У меня насчёт романа тот случай, когда запоминается экспозиция, атмосфера, композиция, книга оставляет исключительно приятное «послевкусие». Помнятся даже художественные приёмы. А вот сам сюжет в плане развития совершенно вылетает из головы.
В «Северо-Западе» роман был издан уже во-втором эшелоне томов, ближе к концу 1992 года (датирован уже 1993 годом). Вот так, два старых жанровых (палповых) романа эпохи ревущих двадцатых, а в фантастике эпохи журналов с «загадочным и мистическим», в 1993 году в России были опубликованы двухсоттысячным тиражом.
Говоря современным языком, попаданцы начались вот с такого романтического, отчасти сновидческого и частной американской интерпретации присно памятной для русской литературы темы «лишнего человека».
По ссылке на странице восстановленной суперобложки можете прочитать о литературных достоинствах и даже о литературном значении романа, по крайней мере, месте в литературном процессе и истории развития жанра.
Плюс об истории написания и издания романа.
Немного дополним историю публикации романа графическим материалом.
Впервые опубликован Argosy All-Story Weekly, November 8, 1924, Publisher: Frank A. Munsey.
Журнальная публикация: Fantastic Novels Magazine, March 1948.
Книжное мемориальное издание The Ship of Ishtar A. Merritt, 1949, Publisher: Borden Publishing Company.
Обложка журнала Fantastic Novels Magazine, March 1948
Ну и раз тут затесалась обложка, выполненная Лоуренсом (Стерном Стивенсом) — Lawrence (Sterne Stevens) добавим сюда оригинальный арт. Арт с обложки журнала Fantastic Novels Magazine, March 1948.
Ну а теперь непосредственно о главном.
Вёрджил Уорден Финлэй (Virgil Warden Finlay, 23 июля 1914 — 18 января 1971) —один из самых известных мастеров фантастической иллюстрации XX века. За 35 лет творческой карьеры, с 1930-х и до 1970 года, он создал около 3000 иллюстраций. Работая на журнал Weird Tales (Startling Stories, Galaxy и других журналов фантастики эпохи «Золотого Века») он создавал рисунки по произведениям, в будущем ставшим классикой американской фантастики.
Среди работ Финлэя иллюстрации к рассказам Абрахама Меррита, Говарда Лавкрафта Альфреда Ван Вогта, Роберта Сильверберга, Эдгара Берроуза, Генри Каттнера, Стенли Вейнбаума, Пола Андерсона, Филипа Дика, Джеймса Балларда, Ли Бреккет, Рея Брэдбери, Эдмонда Гамильтона, Роберта Шекли и других авторов.
Его тончайшая работа с линиями и штриховкой, точками и проступающими в них силуэтами, создают незабываемый эффект графичности работ и сюрреалистичности образов и сюжетов. Яркая черта рисунков Финлэя — его изящные фирменные туманные капельки.
Другой интересный нюанс — влияние направления экзотицизм, популярного в начале ХХ века. Художники, открывавшие для себя экзотические страны (в особенности Азию) привносили в свои работы мистический флёр.
Родился в Рочестере, (штат Нью-Йорк). Его отец умер в разгар Великой депрессии, а мать осталась практически без средств к существованию с двумя детьми на руках. Рисованием увлёкся ещё во время учёбы в школе, в это же время стал постоянным читателем журналов фантастики. В 1935 году, в возрасте 21 года Финлей послал он послал несколько своих работ в журнал «Weird Tales», редактору Фарнсворту Райту (Farnsworth Wright), который подметил что такие четки штриховые линии буду отлично воспроизводиться на низкокачественной дешевой и грубой бумаге. Поэтому рисунки были приняты и опубликованы.
Публикация имела большой резонанс, и в 1938 году редактор еженедельного журнала «The American Weekly» Абрахам Меррит пригласил Финлэя постоянно работать для его издания; для этого Финлэй даже переехал в Нью-Йорк.
С Weird Tales Финлей сотрудничал до самого его закрытия в 1954 году. Еще он сделал 19 цветных обложек для «Weird Tales», а 1936 выполнил превосходную серию иллюстраций к переизданию пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Финлей уже в подростковом возрасте довел до совершенства технику граттажа (процарапывания белым на чёрном покрытии) и разработал свой уникальный стиль. Классический граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Рабочая поверхность покрывается белой глиной, а поверх тушью, а для появления рисунка с пластины надо снять тушь. Используя ультратонкое литографическое перо, он ставил точку (открывал белую подложку), вытирал перо, ставил вторую точку, и так далее пока из черного листа не получал белый лист с графиков. Лист подготовленный для граттажа полностью (воск и тушь) затвердевает за три-четыре дня, поэтому работать надо каждым рисунком приходилось в ударном темпе. Никто ни до, ни после Финлея в такой трудоемкой и напряженной технике не работал постоянно. Фактически это растровая графика в ручном режиме. Сочетании такой пузырчатой фактуры или галечного стиля, используемого для изготовления гравюр Финлея с их образностью: едва-едва прикрывающие изящные обнаженные женские тела дивной красоты, обводы космических кораблей, машин будущего, роботов создавали одновременно с красотой и точностью рисунка сюрреалистический эффект эфемерности.
Благодаря великолепной графической технике Финлэй за несколько лет стал самым популярным американским художником-графиком журналов фантастики. Техника Финлэя была выгодно отличалась от привычных для того времени линии и штриха, основанная на точке; она придавала его иллюстрациям прозрачность, легкость, объём, воздух. В то же время, такая техника требовала большой тщательности и большого труда, поэтому никак не могла стать массовой — обычно журналам требовалось сделать иллюстрации быстро, а не высокохудожественно. Иллюстрации Финлэя придавали журналам дополнительную визуальную привлекательность и публиковались не только для сопровождения публикаций, но и ради изумительных художественных качеств самих работ.
В 1941 году вышло первое авторское издание Финлэя «A Portfolio of Illustrations by Virgil Finlay», напечатанное журналом «Famous Fantastic Mysteries», с которым художник тесно сотрудничал.
Во время Второй мировой войны Финлэй был призван на флот и служил на Тихом океане. После демобилизации он возобновил сотрудничество с журналами, которые по-прежнему с готовностью публиковали его иллюстрации.
Работы Финлэя продолжали регулярно появляться в фантастической периодике вплоть до середины 1950-х годов, когда произошёл очередной кризис отрасли и жанровые журналы большого формата сошли с лотков, а для журналов дайджест-формата иллюстраций нужно было гораздо меньше, поэтому Финлэй стал работать в основном с астрологическими изданиями, а также пытался делать обложки для книг.
В 1953 году он стал первым и последним лауреатом премии «Хьюго» по номинации «Внутренняя иллюстрация».
«Корабль Иштар» Абрахама Меррита (The Ship of Ishtar by Abraham Grace Merritt) — мемориальное издание 1949 года, обложка и внутренние иллюстрации Вирджила Финлэя.
The Ship of Ishtar by Abraham Merritt. Memorial Edition. No statement of printing on copyright page. Text differs [from 1926 Putnam edition]; follows version published [as a serial] in Argosy, All-Story Magazine in 1924. Five full-page interior B&W illustrations by Finlay. Cover art signed by artist.
Ну и напоследок ещё один вариант журнальных иллюстраций (просто из другого формата скана), приведённый ранее был из Веб-архива, а этот выложен на сайте, посвященном палповым журналам.