Иллюстрации Вирджила Финлэя к роману Абрахама Меррита «Корабль Иштар»

Фев 28
Тэг блога: 
Автопортрет Вёрджила Финлея, 1934 г.

Сегодня будут иллюстрации к роману Абрахама Мэррита «Корабль Иштар», в частности от известного журнального художника В. Финлей (или Финлея, Финли), немного об истории изданий в оригинале.

У меня насчёт романа тот случай, когда запоминается экспозиция, атмосфера, композиция, книга оставляет исключительно приятное «послевкусие». Помнятся даже художественные приёмы. А вот сам сюжет в плане развития совершенно вылетает из головы.

В «Северо-Западе» роман был издан уже во-втором эшелоне томов, ближе к концу 1992 года (датирован уже 1993 годом). Вот так, два старых жанровых (палповых) романа эпохи ревущих двадцатых, а в фантастике эпохи журналов с «загадочным и мистическим», в 1993 году в России были опубликованы двухсоттысячным тиражом.

Год: 
Подписано в печать: 
17.12.1992
ISBN: 
6-8352-0119-2

Абрахам Мерритт (1884-1943) — крупнейший американский писатель-фантаст. Творчество этого писателя в значительной степени повлияло на развитие англо-американской литературы, и в частности — фэнтези. Настоящим изданием «Северо-Запад» начинает выпуск сочинений А. Мерритта.

Несколько слов о содержании данной книги.

Джон Кентон, преуспевающий житель современной цивилизации, волею волшебства переносится в мир аккадских богов, выясняющих свои запутанные отношения с помощью обычных людей. Угодив в самую гущу интриг, затеянных богами, Джон Кентон становится главным действующим лицом в борьбе добра и зла, света и тьмы, Богини Иштар и Нергала — Повелителя Теней — Бога, правящего в подземном царстве.

Если в «Корабле Иштар» события разворачиваются в древнем мире, подчиняясь воле богов Аккадской мифологии, то в романе «Семь ступеней к Сатане» действие происходит вблизи современного Нью-Йорка, в мистическом подземелье, наполненном лучшими сокровищами со всего света, добытыми обманом, интригами и убийствами. Властвует в подземелье некий монстр, называемый Сатаной. Ему беспрекословно подчиняются самые высокопоставленные люди планеты, которых он коллекционирует, как и драгоценности.

Ученый Джеймс Киркхем разгадывает тайну Сатаны.

Говоря современным языком, попаданцы начались вот с такого романтического, отчасти сновидческого и частной американской интерпретации присно памятной для русской литературы темы «лишнего человека».

По ссылке на странице восстановленной суперобложки можете прочитать о литературных достоинствах и даже о литературном значении романа, по крайней мере, месте в литературном процессе и истории развития жанра.

Плюс об истории написания и издания романа.

Немного дополним историю публикации романа графическим материалом.

Впервые опубликован Argosy All-Story Weekly, November 8, 1924, Publisher: Frank A. Munsey.

Журнальная публикация: Fantastic Novels Magazine, March 1948.

Книжное мемориальное издание The Ship of Ishtar A. Merritt, 1949, Publisher: Borden Publishing Company.

Обложка журнала Fantastic Novels Magazine, March 1948

Арт с обложки журнала Fantastic Novels Magazine, March 1948Арт с обложки журнала Fantastic Novels Magazine, March 1948, художник Lawrence Sterne Stevens

Ну и раз тут затесалась обложка, выполненная Лоуренсом (Стерном Стивенсом) — Lawrence (Sterne Stevens) добавим сюда оригинальный арт. Арт с обложки журнала Fantastic Novels Magazine, March 1948.

Арт с обложки журнала Fantastic Novels Magazine, March 1948Арт с обложки журнала Fantastic Novels Magazine, March 1948, художник Lawrence Sterne Stevens
Книжное издание 1959 годаКнижное издание 1959 года
Книжное издание 1976 годаКнижное издание 1976 года

Ну а теперь непосредственно о главном.

Иллюстрации Вёрджила Уордена Финлэя

Вёрджил Уорден Финлэй (Virgil Warden Finlay, 23 июля 1914 — 18 января 1971) —один из самых известных мастеров фантастической иллюстрации XX века. За 35 лет творческой карьеры, с 1930-х и до 1970 года, он создал около 3000 иллюстраций. Работая на журнал Weird Tales (Startling Stories, Galaxy и других журналов фантастики эпохи «Золотого Века») он создавал рисунки по произведениям, в будущем ставшим классикой американской фантастики.

Среди работ Финлэя иллюстрации к рассказам Абрахама Меррита, Говарда Лавкрафта Альфреда Ван Вогта, Роберта Сильверберга, Эдгара Берроуза, Генри Каттнера, Стенли Вейнбаума, Пола Андерсона, Филипа Дика, Джеймса Балларда, Ли Бреккет, Рея Брэдбери, Эдмонда Гамильтона, Роберта Шекли и других авторов.

Его тончайшая работа с линиями и штриховкой, точками и проступающими в них силуэтами, создают незабываемый эффект графичности работ и сюрреалистичности образов и сюжетов. Яркая черта рисунков Финлэя — его изящные фирменные туманные капельки.

Другой интересный нюанс — влияние направления экзотицизм, популярного в начале ХХ века. Художники, открывавшие для себя экзотические страны (в особенности Азию) привносили в свои работы мистический флёр.

Родился в Рочестере, (штат Нью-Йорк). Его отец умер в разгар Великой депрессии, а мать осталась практически без средств к существованию с двумя детьми на руках. Рисованием увлёкся ещё во время учёбы в школе, в это же время стал постоянным читателем журналов фантастики. В 1935 году, в возрасте 21 года Финлей послал он послал несколько своих работ в журнал «Weird Tales», редактору Фарнсворту Райту (Farnsworth Wright), который подметил что такие четки штриховые линии буду отлично воспроизводиться на низкокачественной дешевой и грубой бумаге. Поэтому рисунки были приняты и опубликованы.

Публикация имела большой резонанс, и в 1938 году редактор еженедельного журнала «The American Weekly» Абрахам Меррит пригласил Финлэя постоянно работать для его издания; для этого Финлэй даже переехал в Нью-Йорк.

С Weird Tales Финлей сотрудничал до самого его закрытия в 1954 году. Еще он сделал 19 цветных обложек для «Weird Tales», а 1936 выполнил превосходную серию иллюстраций к переизданию пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Финлей уже в подростковом возрасте довел до совершенства технику граттажа (процарапывания белым на чёрном покрытии) и разработал свой уникальный стиль. Классический граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Рабочая поверхность покрывается белой глиной, а поверх тушью, а для появления рисунка с пластины надо снять тушь. Используя ультратонкое литографическое перо, он ставил точку (открывал белую подложку), вытирал перо, ставил вторую точку, и так далее пока из черного листа не получал белый лист с графиков. Лист подготовленный для граттажа полностью (воск и тушь) затвердевает за три-четыре дня, поэтому работать надо каждым рисунком приходилось в ударном темпе. Никто ни до, ни после Финлея в такой трудоемкой и напряженной технике не работал постоянно. Фактически это растровая графика в ручном режиме. Сочетании такой пузырчатой фактуры или галечного стиля, используемого для изготовления гравюр Финлея с их образностью: едва-едва прикрывающие изящные обнаженные женские тела дивной красоты, обводы космических кораблей, машин будущего, роботов создавали одновременно с красотой и точностью рисунка сюрреалистический эффект эфемерности.

Благодаря великолепной графической технике Финлэй за несколько лет стал самым популярным американским художником-графиком журналов фантастики. Техника Финлэя была выгодно отличалась от привычных для того времени линии и штриха, основанная на точке; она придавала его иллюстрациям прозрачность, легкость, объём, воздух. В то же время, такая техника требовала большой тщательности и большого труда, поэтому никак не могла стать массовой — обычно журналам требовалось сделать иллюстрации быстро, а не высокохудожественно. Иллюстрации Финлэя придавали журналам дополнительную визуальную привлекательность и публиковались не только для сопровождения публикаций, но и ради изумительных художественных качеств самих работ.

В 1941 году вышло первое авторское издание Финлэя «A Portfolio of Illustrations by Virgil Finlay», напечатанное журналом «Famous Fantastic Mysteries», с которым художник тесно сотрудничал.

Во время Второй мировой войны Финлэй был призван на флот и служил на Тихом океане. После демобилизации он возобновил сотрудничество с журналами, которые по-прежнему с готовностью публиковали его иллюстрации.

Работы Финлэя продолжали регулярно появляться в фантастической периодике вплоть до середины 1950-х годов, когда произошёл очередной кризис отрасли и жанровые журналы большого формата сошли с лотков, а для журналов дайджест-формата иллюстраций нужно было гораздо меньше, поэтому Финлэй стал работать в основном с астрологическими изданиями, а также пытался делать обложки для книг.

В 1953 году он стал первым и последним лауреатом премии «Хьюго» по номинации «Внутренняя иллюстрация».

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948

«Корабль Иштар» Абрахама Меррита (The Ship of Ishtar by Abraham Grace Merritt) — мемориальное издание 1949 года, обложка и внутренние иллюстрации Вирджила Финлэя.

The Ship of Ishtar by Abraham Merritt. Memorial Edition. No statement of printing on copyright page. Text differs [from 1926 Putnam edition]; follows version published [as a serial] in Argosy, All-Story Magazine in 1924. Five full-page interior B&W illustrations by Finlay. Cover art signed by artist.


The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила Финлэя

The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила Финлэя

The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила Финлэя

The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила Финлэя

The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила Финлэя

The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила Финлэя

The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила Финлэя

The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила Финлэя

The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила Финлэя

Ну и напоследок ещё один вариант журнальных иллюстраций (просто из другого формата скана), приведённый ранее был из Веб-архива, а этот выложен на сайте, посвященном палповым журналам.

Сравнение похожего сюжате: Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948 и The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила ФинлэяСравнение похожего сюжате: Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948 и The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила Финлэя

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948

Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948


Арт с обложки журнала Fantastic Novels Magazine, March 1948Арт с обложки журнала Fantastic Novels Magazine, March 1948, художник Lawrence Sterne StevensFantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948
Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила Финлэя
The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила ФинлэяThe Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949. Обложка Вирджила ФинлэяСравнение похожего сюжате: Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948 и The Ship of Ishtar, мемориальное издание, 1949, внутренняя иллюстрация Вирджила Финлэя
Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Fantastic Novels vol. 1 №06, март 1948Книжное издание 1959 года
Книжное издание 1976 годаАвтопортрет Вёрджила Финлея, 1934 г.
При перепечатке материала ссылка на этот сайт, как на источник, обязательна. Если используете отрывки текста как аргументацию к своим собственным последовательностям рассуждений, обозначайте, пожалуйста, пределы цитирования. В противном случае автор сайта оставляет за собой права добиваться снятия публикации либо исключения нарушителей обозначенного требования из поисковой выдачи.
Дело в том, что на этом сайте размещены либо строго авторские материалы, то есть написанные без помощи рефератов, копирайтеров и нейросетей и специально для этого сайта (в исследовательских целях), либо материалы явно обозначенные как «перепечатки» со строгим указанием источника. «Найдено на просторах интернета» и «взято из Яндекс-картинок (c) — не про нас» :). Поэтому в этом моменте автор надеется ещё и на взаимность.

Нашли ошибку, хотите дополнить, исправить конкретное место в тексте, на этом сайте:
CTRL+ENTER ex. Orphus (орфография и обратная связь SZfan.ru)
English-language part of the site
Версия SZfan.ru на английском языке
Краткая версия сайта на английском

CTRL+ENTER ex. Orphus (орфография и обратная связь SZfan.ru)

Помощь сайту

Поиск по сайту

Ещё в блоге в том же месяце

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
Февраль 2021
 

Популярное и избранное

Популярное

  1. Интервью с Денисом Гордеевым.

  2. — Смотрим переиздание «Братства Кольца» в стилистике оформления коробочной версии и иллюстрациями Дениса Гордеева.

Избранное

  1. — Раздел «Мастерская»: делаем суперы в стиле серий SF и fantasy лучших книг жанра, «реставрируем» оригинальные суперобложки.

    Мастерская: стилизация суперобложек

  2. — Читаем интервью с персоналиями издательства Северо-Запад.

Обновления на SZfan.ru

Дополнительно

Сбор информации

Навигация по сериям

Обсудить сайт

You are not authorized to access this content.

Сервисы сайта

В дополнение

Перепечатки. Дата оригинального материала в заголовке.

Комментарии Disqus

Подписаться на новости по RSS

Сделал Исаев М. А., 2014(2011)-2024
(контент и разработка сайта)

Быстрая коммуникация:
группа сайта SZfan.ru Вконтакте»SZfan.ru Вконтакте,
— личное сообщение на Фантлабе.
Плюс комментарии: Telegram, Youtube.
Старый добрый e-mail для связи isaev@bk.ru
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.