Очень мне нравится немного стилизованная под средневековые миниатюры фронтальная картинка с этой суперобложки. Даже намёк (но, что важно, только намёк) на архаичные представления о перспективе художник смог обозначить на фронтальном изображении.
Романы Уайта долгое время считались очень разными — по стилю, жанру и целевой аудитории. И потому место в артуриане они занимали совершенно особое. «Меч в камне» — идеальная детская сказка (недаром по ней был снят популярный — и на редкость удачный! — диснеевский мультфильм). «Царица воздуха и Тьмы» — комедия с приключениями, помесь Вудхауза с Томасом Мэлори. «Рыцарь, Совершивший Проступок» — мрачноватый психологический роман, полный размышлений о «взрослых» чувствах. «Свеча на ветру» — высокая трагедия, которая может быть прочитана и как аллегория. «Книгу Мерлина» из-за ее пацифистского содержания в Англии отказались публиковать, она была напечатана гораздо позже и известна меньше первых четырех романов.
В этих причудливых рамках раскрывается весь традиционный сюжет артуровской эпопеи; как ни странно, Уайт добавляет «от себя» не так уж много — только обрисовывает характеры. И этого «немногого» оказалось вполне достаточно. Романист нашел удивительно оригинальный подход к сказочной древности. Он рассказывает о рыцарях Круглого Стола так, будто они стали нашими современниками, оставшись в то же самое время носителями малой толики волшебства. Не ждите от «Короля былого и грядущего» вереницы чудес. Магия совсем не в этом. Не внешними проявлениями, а внутренним переживанием создается магическая реальность. Артур не творит чудес, он воспринимает окружающий мир как чудо. Естественно, тетралогия не лишена и религиозного подтекста, но он не так значителен, как можно подумать.
Артур остается героем сериала — хотя в центре повествования начиная со второй части появляются другие персонажи. Это легко объяснить: «...когда Артур взошел на трон, рыцари изрядно прогневались. Он, понимаешь ли, верил в Добро и Зло... Ему понадобилось лет пять примерно, чтобы утвердить эти идеи, а сводились они к тому, что человек должен быть добр». Конечно, утверждение идеалов привело к трагедии — но ее все равно было не избежать. А то, что Артуру удалось отстоять эти идеалы... Конечно, утопия. Может быть, сказка... Но книги же для того и нужны, чтобы мы могли отыскать в мире что-то лучшее и светлое. Надеждой и светом искрятся лучшие страницы «Короля...». Разумеется, перед нами не притча и не исторический роман. Это именно фэнтези. Но в данной вторичной реальности мире основу составляет не внешний облик, а внутренний, не совершенство очертаний, а совершенство души. Может быть, поведение героев и покажется нам негероичным, а сюжет — слишком мелким. Но эти герои и этот сюжет рождены миром, в котором может восторжествовать добро. Миром, далеким от реальности. Миром, откуда вернется король Артур. Вернется, чтобы править... Заставив поверить в это, Уайт добился невозможного. Он создал для своих читателей мир, который не просто достоверен или убедителен. Читая эти книги, мы уже не бежим во вторичную реальность, мы движемся к тому, что рано или (скорее всего) поздно будет...
Александр Сорочан «Фэнтези ХХ века: 50 лучших книг»