Итак, экранизация грядёт и почти наступила (в производстве с 2012 года). Экранизирует BBC и планирует премьеру на Рождество 2014 года, то есть уже совсем скоро. Представляет собой 7-серийный сериал.
Eddie Marsan — Mr Norrell
Bertie Carvel — Jonathan Strange
Режиссер Toby Haynes
Книгу Сюзанны Кларк я прочитал уже давно, когда она была переведена на русский. Надо сказать, тогда она произвела на меня сильное впечатление: как можно так написать, чтобы всё это ещё и было при этом интересно читать.
Это одна из немногих книг, в которых действительно есть расхожее и изрядно этим потрёпанное понятие «атмосфера». И дело даже не в английском стиле, а сочетании волшебного и тягуче правдоподобного действа с постепенным схождением волшебного и реального миров. Я уже стал постепенно забывать сюжет, но атмосферу, отдельные образы по-прежнему выпуклы и ярки.
Роман «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» вышел в 2004 г. Книга стала известной уже на выходе. Локус в 2004, Хьюго в 2005, Всемирная премия фэнтези.
События, описанные в романе, происходят в начале XIX в. в Англии, во времена наполеоновских войн. Почти всё, как было и в нашей истории... правда кое-где, викторианскими тусовками, джентльменскими клубами уединённо кучкуются волшебники, или точнее фанаты былых волшебников. Они маги, волшебники, но так теперь называют историков магии. А магия, которая когда-то пропитывала это мир... магия была, да сплыла. Похоронена, подмята ходом истории. А волшебники нынешние не больше, чем книжные черви или почти клоуны. По авторитетному мнению теоретиков из общества «Йоркских волшебников», магия навсегда ушла из мира.
Всё их волшебство — корпеть над тем или иным произведением магов золотого века. Разобрать славу былых времён, повздыхать о великом прошлом, этакие египтологи, разбирающие сочинения своих предшественников, как интересные занимательные артефакты, не более. Уже сомневающиеся в самой возможности волшебства. Так продолжается до тех пор, пока главные энтузиасты магической науки этих странных сборищ не откапывают в северо-английской глуши угрюмого затворника Гильберта Норрелла, который не смотря на вопиющее волшебное некомильфо оказывается могущественным практикующим чародеем.
Англия страдает от недостатка практикующих волшебников? Или волшебники-теоретики баламутят? Что полезного может дать всё это чародейство. Мистер Норрелл — волшебник-практик, которому пофиг все эти ряженные крысы, он вне тусовки, поэтому может заниматься тем, чем считает нужным, поэтому достигает в деле волшебства значительных успехов и начинает возрождать магию в Англии. Делает это он, соответственно, несколько иначе или даже далеко не так, как это предполагали волшебники из обществ. Кроме того, магия оказывается весьма эффективна и боеспособна в умелых руках, в руках ученика Норрела — Джонатана Стренджа...
Примечания и всяческие умело вплетённые детали придают книге объём и чрезвычайную концентацию представления обо всём английском. Оригинальная стилизация, которая объединила викторианский, диккенсовский роман с фэнтези.
Напомню, что история с экранизацие начиналась в 2005 г, когда права (трёхгодичный опцион) на экранизацию книги выкупила New Line Cinema. Однако с банкротством компании и последующей реорганизацией всё закончилось.
Читайте также
Jonathan Strange & Mr Norrell (TV series)
british_cinema: «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»: съемки
Ждём.
В ожидании, пока сериал не вышел, рекомендую посмотреть «Горменгаст» (2000 г.) от того же BBC по Мервину Пику.