Обновлено 30.06.2016: несколько переделан супер (шрифт названия книги и ширина отстава). Старый вариант оставлен вторым изображением.
В оформлении суперобложки использованы иллюстрации Марка Симмонетти (Marc Simonetti).
Все права принадлежат автору. Не предназначено для коммерческого использования и распространения.
В оригинальной серии fantasy выходил один из романов цикла Вэнса: «Глаза чужого мира».
Среди множества романов Вэнса только серия об умирающей Земле претендует на звание фэнтези. Во многом этот цикл перекликается с «Посейдонисом» Де Кампа: та же временная дистанция, то же отсутствие связи — на сей раз между Землей настоящего и Землей будущего, тот же циничный герой... Именно поэтому я рассуждаю не обо всем сериале, а лишь о первой части, в которой еще не появляется Кугель Разумник, самый циничный и омерзительный проходимец из всех главных героев в фэнтези ХХ века
.В «Умирающей Земле» Вэнс описывает мир. Истории, которые он предлагает нашему вниманию, весьма увлекательны, но их сюжеты — лишь повод для того, чтобы развернуть потрясающие фоновые картины. Сочинение Вэнса можно назвать «высокой фэнтези» — писателя интересует мир и только потом — происходящие в этом мире события.
Для создания убедительного описания Вэнс не брезгует никакими средствами. Иных высоколобых эстетов оскорбляют резкие краски, повторяющиеся фразы, навязчивые сложные конструкции. Но все это абсолютно необходимо, в книге нет ничего лишнего. Она не совершенна, так ведь и Земля — тоже не мир безграничного совершенства. Мир исчезает, и поэзию его гибели Вэнс стремится передать. Обаяние вымысла действует на самого писателя, его искреннее восхищение передается почитателям, они сами берутся за перо — и так далее, и так далее. «Декадентским фэнтези» эту книгу называть не стоит — слишком хорошо она продумана, слишком много эффектов, идущих не от сердца, а от ума. Но ум большой... И создание его не может не удивлять. Ведь небольшая книга — а сказано практически все, что нужно знать о целой Земле...
Вэнса я очень люблю, прочел почти все его книги... И всегда удивлялся, что помимо безупречных фантастических миров любит он создавать и логические загадки. За один из детективных романов он даже премию имени Эдгара По получил. Выходило, что и сюжет его интересует...
А потом понял — сюжет занимателен для Вэнса, если он оказывается единственной составляющей мироздания. В детективе все сводится к вопросу, кто же совершил преступление. Замкнутый мир криминального романа не существует вне сюжетных загадок. И вот писатель, отвлекаясь от рисования фантастических миров, обращается к вымыслу другого рода. И пишет — и не мир становится событием, но событие становится миром...
Пожалуй, логично, что Вэнс ограничился лишь двумя сериалами фэнтези. Помимо романов о далеком будущем, он написал трилогию «Лионесса» — о столь же далеком прошлом. В остальном - удаленные в пространстве галактики исправно поставляли ему материал для миротворческой деятельности. И потому все прочие книги Вэнса, «садовника миров» (Дж. Клют), во многом сходны с «Умирающей Землей».
Александр Сорочан «Фэнтези ХХ века: 50 лучших книг»
Первый материал в «Мастерской», которая теперь переходит от отдельной страницы к полноценному разделу сайта.